4.1. Юрий Кириенко-Малюгин. Эволюция национального мировоззрения Есенина после 1917 года (из статьи 2004 г.)
Несказанное. Синее. Нежное.
Тих мой край после бурь, после гроз.
И душа моя – поле безбрежное,
Дышит запахом мёда и роз.
На первый взгляд, создаётся впечатление, что «тихий» лирик наслаждается необыкновенной русской природой. Но стихотворение написано в начале 1925 года, когда Есенин уже не колебался в понимании «куда влечёт нас рок событий» в России. Наступила относительная тишина. Есенин в первой строке рисует безоблачную картину. Во второй строке, казалось бы, на втором плане ушедшая буря. Читается подтекст – окончилась братоубийственная война. Поэт в родной стороне размышляет:
Я утих. Годы сделали дело,
Но того, что прошло не кляну,
Словно тройка коней оголделая
Прокатилась во всю страну.
Ничего случайного у Есенина нет. Что это за тройка коней, да ещё «оголделая» прокатилась, представьте себе, во всю страну? То-есть, от западных границ и до Дальнего востока. И от Мурманска и до Крыма и Кавказа. И какой след оставила эта тройка-тачанка в России?
Участие России в первой мировой войне с августа 1914 года было обусловлено необходимостью защитить православную Сербию от агрессии со стороны католической Австро-Венгрии, которая выставила наглый ультиматум суверенному государству. По сути, эта война началась, как религиозная, в которой участие России было оправданным. И почти все сословия были на патриотическом подъёме. Кроме, естественно, скрытых и явных врагов православной России. Эти авантюристы-революционеры, умело играли на социальных противоречиях и подогревали страсти, желали поражения или ослабления России, а значит и русского народа.
Элита царской России не смогла дать достоверный анализ ситуации и не могла выиграть войну по следующим причинам:
– Неспособность организации военных операций и дезорга-низация снабжения армии (из-за головотяпства и предательства), о чём писал Николай Второй.
– Социально-мировоззренческий разрыв в российской армии между командирами среднего звена (в основном, дворянством) и солдатами (в основном, крестьянами).
– Новой духовной элитой России становилась разнородная по пониманию путей разрешения социальных и мировоззренческих противоречий салонная и левацкая интеллигенция.
– Нерешённость земельного вопроса в пользу крестьян.
Руководители Государственной думы (Родзянко, князь Львов и др.) организовали отречение Николая Второго от престола. Народным массам казалось, что получена свобода. Но Временное правительство объявило войну до победного конца в условиях нерешённого вопроса о земле. И поэтому было обречено. Есенин сказал: « …был первый в стране дезертир». Солдаты массово возвращались в деревни. («Под неразбериху февральской револю-ции германское руководство прислало в Россию два вагона отпе-тых революционеров, которые организовали из заумной интел-лигенции, леваков разных мастей и рабочих-активистов колонну для захвата власти. В общество был брошен лозунг: «Свобода, ра-венство и братство», абзац изъят редакторами, прим. автора).
Большевики умело сыграли на чувствах русской крестьянской массы. В поэме «Анна Снегина» (январь 1925 г.) Есенин пишет о событиях в селе, о требовании Прона Оглоблина к помещице по земле: «Отдай!». На вопрос криушан «отойдут ли крестьянам без выкупа пашни господ?» поэт отвечает:
И каждый с улыбкой угрюмой
Смотрел мне в лицо и в глаза,
А я, отягчённый думой,
Не мог ничего сказать.
Дрожали, качались ступени,
Но помню
Под звон головы:
«Скажи,
Кто такое Ленин?»
Я тихо ответил:
«Он – вы».
(«Мудрый-премудрый ответ даёт поэт. Это какие же крестьяне, которые такие, как Ленин?», абзац изъят редакторами, прим. автора). Перед этим фрагментом в поэме Есенин характеризует крестьян из Криуши и из Радово, как «горластый мужицкий сброд». Местный крестьянский совет и коммуну организуют уголовник Прон Оглоблин и пьянь Лабутя. А поэт говорит устами русской женщины:
А всё это значит безвластье,
Прогнали царя …
Так вот…
Посыпались все напасти
На наш неразумный народ.
Русские крестьяне после реализации «Декрета о земле» считали, что их проблема в революции решена. Есенин, как крестьянский сын, принял октябрьский переворот, как народную революцию. Это было заблуждение. Пока крестьяне занимались дележом земельных угодий, пламенные революционеры (Ленин, Троцкий, Свердлов и др.) решали свои задачи:
– Уничтожение царской семьи, как возможных законных наследников российской Державы, и дворянства. .
– Уничтожение православия, как базовой идеологии, регу-лирующей оптимальные взаимоотношения в семье и обществе.
– Тотальная борьба с мифическим великодержавным русским шовинизмом, что вело к стравливанию наций в России, мораль-ному унижению и непрерывному уничтожению русского народа.
– Внедрение революционной космополитической идеологии новой элитой в русское общество тоталитарными методами.
Отделение церкви от государства, проведённое большевиками первой формации – это начальный этап развала православной крепкой семьи и российской державы. Последовавшее разрушение храмов, физические уничтожение дворянства и священников и дискредитация учения Христа – основные направления политики Ленина-Троцкого.
Есенин пишет в поэме «Гуляй-поле» (1922):
Всё спуталось…
Но понял взор:
Страну родную в край из края,
Огнём и саблями сверкая,
Междоусобный рвёт раздор.
Политическая ситуация с 1917 по 1925 г.г. менялась непрерывно. Но идея мировой революции под лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» являлась главной целью высшего руководства при Ленине (председатель Совнаркома) и при Троцком (главкоме). Поэтому в декабре 1922 года, после гражданской войны, был создан Союз советских социалистических республик (СССР) с заложенной до времени миной «самоопределения наций вплоть до отделения». Была ликвидиро-вана (космополитами) тысячелетняя Россия и (титульный) русский народ потерял вековую идентификацию.
Имажинизм, объявленный Есениным со товарищи, заявил о главенстве образа в поэзии. При этом в стороне оставалась идейная позиция поэта: с кем он? С народом или с идеями утопистов? Есенин ушёл от аполитичного имажинизма, потому что ценил национальный характер русского человека, древний уклад и самобытную культуру. Футуристы и другие представители левацкого искусства выступали в России как разрушители традиционной культуры, на практике с маузером за пазухой и в стихах вели городскую толпу в абстрактное будущее – мировой коммунизм. («Есенин писал: «…он (логически по тексту – Е.Замятин)...хвалит там Маяковского, лишённого всякого чутья слова. У него ведь почти ни одной нет рифмы с русским лицом, это помесь негра с малоросской…», изъято редакторами, прим. автора)
Есенин к 1922 г. понимал происходящее в России, когда писал:
Не злодей я и не грабил лесом,
Не расстреливал несчастных по темницам.
Я всего лишь уличный повеса,
Улыбающийся встречным лицам.
Легкий юмор, самоирония сквозят в этих стихах Есенина. А некоторые «пламенные» критики понимали эти слова буквально. Не замечая главного: «Не расстреливал несчастных по темницам». Есенин, наверняка, знал о расстреле в Екатеринбурге. («По существу, самолюбивый Ленин мстил за казнь брата, который был, террористом. Ленин, Троцкий и Свердлов – организаторы этого расстрела без суда», изъято редакторами, прим. автора). Николай Второй был в это время не царь, а гражданин России..
Есенин уже за полгода пребывания в Западной Европе разобрался в психологии местной публики, когда писал в 1922 г.:
«Германия? Об этом поговорим после, когда увидимся, но жизнь не здесь, а у нас. Здесь действительно медленный грустный закат… Никакой революции здесь быть не может. Всё зашло в тупик». И ещё от Есенина: «Что сказать мне об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет, здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока ещё не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде Господин доллар, а на искусство начихать – самое высшее мюзик-холл».
Есенин в подтекстах писал о событиях и своём отношении к ним. Его откровения типа «В советской стороне, был самый яростный попутчик» понимали его друзья. Недруги не хотели принимать протест поэта против антинародной политики; исповеди и поведение поэта трактовали как бытовое хулиганство.
У большевиков не было программы для России («Декрет о земле» они взяли у эсеров). Ленин прямо говорил: «Главное – взять власть, а потом посмотрим». Но у России были другие задачи. Например, Менделеев писал о необходимости занятости непрерывно растущего населения. В России после отмены крепостного права был буквально демографический взрыв. С 1863 года по 1913 год население выросло с 63 млн. до 146 млн. человек. В семьях было от пяти до десяти детей (сколько Бог дал!). Будущее освоение земель в России было бы обеспечено. В начале XX в. реформатор Столыпин организовал массовое переселение русских и украинцев в Сибирь. Решение проблемы развития территорий России было остановлено террористами (убийство Столыпина), А каждая русская женщина делала главное: рожала и воспитывала детей.
С 1924 г. после возвращения на Родину, поездок в Константи-ново и на Кавказ Есенин вышел на новый уровень творчества, отказываясь от кабацких тем и поэтических экспериментов.
В одном из ключевых стихотворений позднего периода «Несказанное, синее, нежное…» (апрель 1925) Есенин, оценивая события в России, разоблачает политику большевиков первой формации. Причём делает это осторожно. Страна в разрухе. Миллионы жертв принесены. А во имя чего? И вот Есенин (не будучи политологом!) пишет:
Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.
В поэме «Чёрный человек» (1925) Есенин, раскрывая понимание прошедшего и как бы глядя в зеркало, пишет: «Этот человек проживал в стране самых отвратительных громил и шарлатанов».
Конечно, Троцкий и его друзья из ЧК, обладая полнотой власти с середины 1922 г. из-за болезни Ленина, не могли не заметить поворота в мировоззрении и поэзии Есенина.
Начиная с 1917 года, русский народ подвергся тотальному воздействию (о чём скрытно и прямо писал Есенин). Развал семьи, беспризорные русские дети, разгул псевдосвободы, введение абортов – убийства детей в зародыше, грубый материализм, замена подлинных национальных ценностей зарубежными – вот букет космополитических «ценностей».
Первый отказ от идей мировой революции (победа над троцкизмом) и поворот к коренным преобразованиям в сельском хозяйстве и в промышленности в условиях ожидаемой агрессии с Запада был обоснован и стал реализовываться большевиками второй формации во главе со Сталиным с 1928 года. Но это уже другие песни и поэты, беды и победы.
И русская национальная идея как результат изучения творчества Есенина и современных тенденций в России представляется как полномасштабная государственная поддержка семьи, восстанов-ление национальной русской культуры как основы духовного возрождения, обеспечение национальной демографической безо-пасности России, введение православной культуры в программы русских школ и в общество, обеспечение моральных норм поведе-ния в общении граждан России. Реализация русской национальной идеи не противоречит интересам других наций, являясь основой поддержания стабильности многонациональной России.
Опубликовано в издании «Наследие Есенина и русская национальная идея: современный взгляд»; Материалы Международной научной конференции 2004 года, Москва – Рязань – Константиново, 2005 г. и в книге «Сергей Есенин. «И душа моя – поле безбрежное. М. НО «Рубцовский творческий союз»