Александр Обухов. Диалектика поэзии Николая Рубцова
Пишущие о творчестве Николая Рубцова отмечают многогранность его стихов: любовь к Родине, к захолустью, кровную связь с природой, традиционность, новаторство, а также отмечается философичность его произведений.
И вместе с этим, момент философичности декларируется авторами, − аргументов в доказательство не приводится.
В данной работе сделана попытка: показать диалектику поэзии Н.М.Рубцова.
Мы полагаем, что три основных закона диалектики и такие её категории как: нечто и ничто, количество, качество, граница, предел и снятие, − известны читателям, поэтому не останавливаем внимание на их дефинициях.
Законы и категории, что будет показано дальше, повсеместно «работают» в стихах Рубцова.
1. Законы диалектики и личность
Законы и категории диалектики существуют объективно, но продолжительность, способы их проявления и воздействия в разнообразных нечто: явлениях Природы, духовной, творческой работе – различны: творческая личность способна учитывать, взаимодействовать с ними, направляя по пути замысла, идеи.
В статье будет уделено особое внимание понятию «граница», как явлению имманентно присущему Письменности, имеющей собственное движение в знаках препинания. Так, в письменных источниках Х1У века отсутствует пробел-граница между словами и предлогами, но ставятся точки и пробелы в конце предложения. Затем в Письменности появляется запятая, тире и другие известные знаки. Исторически сложилось так, что на сегодня система пунктуации, ¬ в классическом качестве, – ограничилась десятью знаками. Она есть реально существующее философское «нечто».
Как констатируют исследователи, все знаки нужны для более точной передачи мыслей и эмоций от автора к читателю.
Рубцов не чужд этой системе знаков, снимает её, что видно во всех его стихотворениях! Например.
Осенние этюды
Зовёшь, зовёшь…Никто не отзовётся…
Змея! Да, да! Болотная гадюка.
В минуты музыки
Но всё равно в жилищах зыбких –
Попробуй их останови! –
Система пунктуации − философское «нечто» − остановила движение-развитие на десяти знаках, замкнулась в собственную границу. Согласно закону «Перехода количества в качество и обратно», «нечто» должно одолеть границу, войти в единство с неким философским «ничто», снять свою определённость, то есть перейти в новое качество.
Естественно, возникают вопросы: каким образом произошло это новое качество? Есть ли аргументы, подтверждающие высказанное утверждение? Как сработали законы диалектики, как проявились в качественно новой системе понятия: граница, предел, снятие?
2. Диалектика стихотворения «Видения на холме»
Ответы на поставленные вопросы мы находим в поэзии Рубцова. В стихотворении «Видения на холме», для наглядности, философские категории обозначены: граница жирно, предел – жирным курсивом, снятие – курсивом.
Видения на холме
Взбегу на холм
и упаду
в траву.
И древностью повеет вдруг из дола!
И вдруг картину грозного раздора
Я в этот миг увижу наяву.
Пустынный свет на звёздных берегах
И вереницы птиц твоих, Россия,
Затмит на миг
В крови и жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя.
Россия, Русь ¬ куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя…
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри, опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они,
Иных времён татары и монголы.
Они несут на флагах чёрный крест,
Они крестами небо закрестили,
И не леса мне видятся окрест,
А лес крестов
в окрестностях
России.
Кресты, кресты…
Я больше не могу!
Я резко отниму от глаз ладони
И вдруг увижу: смирно на лугу
Траву жуют стреноженные кони.
Заржут они ¬ и где-то у осин
Подхватит эхо медленное ржанье,
И надо мной ¬ бессмертных звёзд Руси,
Спокойных звёзд безбрежное мерцанье…
В стихотворении качество-определённость системы пунктуации («нечто») не уничтожена, − она повсеместно присутствует в стихотворении в виде всех знаков. Так проявляется категория «снятие», а именно: переход качества одной системы в другую, но не растворение в ней, не уничтожение.
Далее. Существующий способ обозначения границы знаками препинания претерпевает качественный переход: Рубцов полагает, устанавливает границы не только знаком, но – словом и сочетанием слов.
Сам факт обозначения границы подобным способом не нов. Так, у Пушкина в поэме «Полтава» видим: «Но близок, близок миг победы. Ура! Мы ломим гнутся шведы…» Словом «Ура!» отделяется, отграничивается ожидаемый миг победы от уже реальной победы: «Мы ломим…». В поэме «Руслан и Людмила» – около 40 раз – граница положена словом «вдруг», а также другими словами и сочетаниями: «Напрасно!; Сказал – и вёсла зашумели; Но слушай:; Сказав, исчезла.; Увы,; Всё мёртво.; И вдруг…о страх!..; Кому-то пасть…; Но нет!; О витязь!; Чу…; Сказал, исчезнул.; И день настал.»
Возвращаясь к творчеству Рубцова, необходимо констатировать, что он понятие «слово-граница» развил − эмоционально-экспрессивным применением – до качественно нового состояния, сняв систему знаков пунктуации. В частности, для обозначения границы появляется часто слово «вдруг», «Люблю навек». «Смотри», «Кресты, кресты…»
В след за границей «Люблю навек» появляется философское понятие: предел, выраженный словами «до вечного покоя…»; за границей «Кресты, кресты…» – предел обозначен сочетанием «Я больше не могу!»
В стихотворении наиболее ярко философская категория: снятие ¬ явлено словами «Россия, Русь»! Эти слова, которые повсеместно называют ещё «ключевыми», пронизывают всё стихотворение!
Из первой строфы понятие «Россия» снимается второй строфой «Россия, Русь…Россия», затем – третьей словами «Россия, Русь! России», и, наконец, в четвёртой «Руси». Это снятие происходит в качественно различных состояниях: в первой строфе «Россия» дана в состоянии порабощённом – под Батыем; вторая строфа ¬ свободная Россия, которую лирический герой любит «до смертного креста». Третья строфа. В ней поэт полагает границу словом «Смотри», а за ней следует качественно иное состояние: картина враждебного движения на Русь. Заключительная строфа – новое положительное качественное состояние: бессмертные звёзды Руси.
Снятие происходит не только отдельным словом, но ¬ смысловое, идейное содержание – передаётся целыми выражениями.
Так, выражения первой и второй строфы: «вдруг из дола», «твои леса» – сняла третья строфа: «в леса твои и долы…И не леса…А лес крестов». Из второй строфы,− христианские мотивы «погосты и молитвы», − снято «крестами» третьей строфы.
Образ «звезды» также являет снятие: он (образ) наличествует в первой строфе и дважды ¬ в заключительной.
3. Категория «граница» в стихах Рубцова.
В любом виде творчества − граница как своеобразный раздел между качественно различными состояниями – устанавливается субъективно, в силу этого, она течёт, изменяется, приобретая индивидуальное словесное выражение. Движение границы внутри произведения создаёт «связь-разделение» между частями целого произведения.
В стихах Николая Рубцова граница наиболее часто выражается словом «вдруг», которое мы видели в «Видениях на холме».
Примеры из других стихотворений.
Журавли
Меж болотных стволов красовался восток огнеликий…
Вот наступит октябрь − и покажутся вдруг
журавли!
Старый конь
И вдруг заржал он молодо.
Природа
И вдруг разгневается грозно,
Совсем как взрослый человек.
Осенние этюды
И вдруг спросил играючи: «Шалунья!
И вдруг уснёт могучее сознанье,
И вдруг уснут мучительные страсти.
Исчезнет даже память о тебе.
И вздрогнул вдруг, как будто пробудился,
Зимовьё на хуторе
И вдруг очнусь – как дико в поле!
Как лес и грозен и высок!
Отплытие
И вдруг такой повеяло с полей
Тоской любви, тоской свиданий кратких!
Ночное ощущение
И гор передо мной,
Вдруг возникает цепь.
В стихах поэта Рубцова насчитывается около 34 употреблений слова «вдруг», а это, безусловно, говорит о том, что оно не случайно и применено осознанно, закономерно. Наблюдаемое в «Видениях на холме» снятие – присуще большинству стихов Рубцова. например, «Ночь на родине. В минуты музыки. Старик. В лесу. На ночлеге.» Во всех «зрелых» стихах Рубцова наблюдаются законы и категории диалектики, что даёт право сказать, что его стихи ¬ философичны.
Необходимо добавить, что у Пушкина, скажем, в «Руслане и Людмиле» – около 40 раз – применено слово «вдруг», но оно несёт, можно сказать, отстранённо-спокойную нагрузку, поскольку удалённо разнесено по тексту. У Рубцова, например, в стихотворении «Осенние этюды» это слово сближено, поэтому звучит эмоционально-напряжённо – магически.
И вдруг уснёт могучее сознанье,
И вдруг уснут мучительные страсти.
В «Русском огоньке» –
И вдруг открылся мне//И поразил…//И вдруг опять…
4. Другие способы обозначения границы
Способ полагания границы не исчерпывается словом «вдруг»,− Рубцов расширяет способ её обозначения и находит для этого слова обращения, повеления, уверения и другие.
Жара
И взгляни –
С какою-то дьявольской силой
Всё вынесут люди одни.
Вечернее происшествие
И я спешил – признаюсь вам –
С одною мыслью к домочадцам.
О Московском кремле
Но как – взгляните – чуден этот вид!
Посвящение другу
Нет меня не обрадует – что ты!-
Подобное обозначение границ – в стихах многократно.
Философские «нечто» и «ничто».
Указанные категории наличествуют в стихотворении «Свидание». В нём Рубцов живописует блестящую обстановку ресторанной действительности: «Сияющие люстры, Звенит хрусталь, Швейцар блистает//Золотом и лоском.» Но – возникает вопрос «Чего ж ещё?». Есть и ещё – идиллическое. «У вас в глазах// Восторг и упоенье //Гордость за меня //Все моя родня!» И – повторно – «Чего ж ещё?». Будет ещё «ласка рук, пунш золотой.» Всё есть! Благодать!
Но в блеск-мишуру, в идиллию, реально существующими, именуемыми философским «нечто», врывается отсутствующее – философское «ничто», о котором лирический герой «Глубоко задумывается вдруг?,,»
Само стихотворение заканчивается резкой, вопросительной границей «вдруг?..» Значимым выражением «Я глубоко задумываюсь», автор преступает её и мысленно продолжает, ведёт стихотворение в философское «ничто», которое не описано, но преступает из вне границу, вторгается в душу, в думу лирического героя и становится для него главным, доминирующим «нечто», вытесняющем ресторанное, поэтому он «глубоко задумывается.»
В пределах исчезающей границы происходит взаимодействие реальных (или творчески созданных) «нечто» и «ничто», где каждое из них – по отношению к другому – становится противоположностью.
Приведённые данные являют некоторые категории диалектики, присущие поэзии Рубцова. Особенные способы обозначения границ, пределов, многократных снятий в пределах стихотворения и в различных стихотворениях (так называемые, реминисценции), их гармоничные, закономерные переходы, а вместе с этим: неразрывная общность лирического героя с Родиной, с окружающей его действительностью обеспечили качественно новую сущность стихам выдающегося поэта середины ХХ столетия ¬ Николаю Рубцову.
Постскриптум. Письмо в адрес Ю.И.Кириенко
Здравствуй уважаемый Юрий Иванович!
Решился поднять серьёзную тему поэзии Николая Рубцова, связанную с философией. Пониманием и знанием философских моментов я достаточно владею (сдал кандидатский минимум на отлично в Восточно- сибирском филиале Академии наук). Но сам понимаешь: одно дело знать и другое – изложить понятно. Думается, что поэтому не звучат статьи в этом духе. Если что-то совсем мутно написано - выбрось.
Статья родилась из запланированного доклада, который должен быть прочитан в педуниверситете Иркутска ещё 28 марта, но из-за вируса конференция отменилась. Я решился тебе послать, поскольку доклад был допущен.
Живу ещё более замкнуто в связи с вирусом. Выезжаю из деревни в город два-три раза в месяц. К сожалению, года и годы берут своё – давление стало порой до 16о. Очень много гуляю по лесу. Живу. Сейчас у меня эл. почты нет, может, организую. Посылаю через уважающую меня бибилиотеку.
Всего тебе самого доброго! С уважением Александр Обухов, 27.08.20