Елена Митарчук. «Звезда полей» Кириенко-Малюгина (фрагменты статьи)

Говорят, что талантам надо помогать, а бездарность сама прорвётся. Дружба решает всё, по крайней мере, не меньше, чем любовь. Имя писателю делает критик, являющийся его другом. Недруг хлопотать не будет.
      Популярность Николая Рубцова, его незабвение объясняются тем, что в Вологде у него был настоящий друг – журналист Виктор Коротаев. Он написал книгу  «Козырная дама» о жизни и гибели Николая Рубцова, он же издал наиболее полный сборник его стихов «Подорожники». Всё это было уже после смерти Рубцова. 
     Никакой официальной пропаганды поэта не было. Тем не менее, по крайней мере, с восьмидесятых годов двадцатого века имя Рубцова прочно стоит в ряду классиков советской литературы, его творчество изучается в университетах и в школе. 
       На кафедре истории советской литературы в МГУ им. М.В. Ломоносова портрет Рубцова висит над дверью, ведущей в кабинет заведующего кафедрой. 
       Широким слоям населения, не читающим книг, имя его известно по песням «В горнице» и «Букет». Причём, многие считают эти песни народными. Для автора нет лучшего счастья, чем широкое признание его творчества.
      Россия и Москва отозвались на Слово Рубцова, в котором звучит мелодия русской Народной Души.  
      В 1996 году в Москве в ДК «Красный Октябрь» на улице с красивым названием Вишнёвая в Северном Тушине собралось несколько самодеятельных исполнителей – так называемых бардов, то есть авторов, не имеющих специального музыкального образования, но сочиняющих и поющих песни, соответствующие мелодиям своей Души. Студию «Родник» организовал дипломированный конструктор, остепенённый (канд. технических наук) изобретатель Юрий Иванович Кириенко. Авторы-исполнители собирались, пели свои песни, рассказывали друг другу о том, где кто был, что интересного видел. Кто-то дал Ю.Кириенко почитать ксерокопии (!) стихотворений из сборника Рубцова. Решили провести вечер Поэта. Каждый  бард выбрал тексты песен по душе, создал мелодию и 16 января 1998 году состоялся первый тематический вечер песен стихи Рубцова. 
      Юрий Кириенко всерьёз увлёкся рубцовским творчеством, стал ездить на Вологодчину. По ходу выяснил, что по матери он вологжанин, из села Волокославинское Кирилловского уезда, где находилась гармонная артель, позднее гармонная фабрика, и на которой работали Малюгины. У деда была небольшой магазин по реализации гармоней в С.-Петербурге. Душа Юрия Кириенко пересеклась с родным истоком, следствием чего стало образование в Москве Рубцовского центра, позднее организации Рубцовский творческий союз. 
Юрий Кириенко стал Юрием Кириенко-Малюгиным – поэтом, автором нескольких сборников, членом Союза писателей России, а затем и автором книг, статей и пьес о Н.Рубцове, лауреатом литературных конкурсов.
      Благодаря Кириенко-Малюгину в Москве разбушевалась Рубцовская стихия: фестивали «Рубцовская весна» и «Есенинская осень», творческие поэтические и литературоведческие конкурсы и издание альманаха «Звезда полей» на основе авторской поэзии и докладов, ежегодно проводимой  Московской научно-практической конференции «Рубцовские чтения», вечера, презентации, лекции, встречи с читателями, работа со школьниками и студентами…
     Московский Рубцовский центр содействовал созданию рубцовских объединений в Волокославино, в Железнодорожном и Саратове, наладил творческие связи с центрами в Санкт-Петербурге, в Вологде,  на Дальнем Востоке. Благодаря общению с дальневосточниками удалось узнать много интересного о службе Рубцова на эсминце «Острый» во время испытаний атомных бомб.
      На Дальнем Востоке живёт бывший флотский товарищ Рубцова Геннадий Фокин. Он и рассказал, что однажды во время штормовой погоды с  эсминца надо было поднять дрейфующую в море мину. Запросили добровольцев – желающих выловить мину в ледяной воде. Вызвался Рубцов. Его привязали к лебёдке. Он поймал торпеду и втащил её на палубу. Вот такой сюжет. Голливуд пусть отдыхает. Воспоминания моряка напечатаны в альманахе Рубцовского центра «Звезда полей». 
    Юрий Кириенко-Малюгин создал сайт www.rubcow.ru «Звезда полей. Николай Михайлович Рубцов и народное творчество».  Его посетило уже около восемьсот тысяч, как говорит Юрий Иванович, «любознательных». 
     Не признать существование Кириенко-Малюгина как масштабной творческой личности невозможно. К нему можно относиться по-разному: кто-то считает его дилетантом, кто-то пророком в своём отечестве. Да, у него нет высшего гуманитарного образования, но его не было и у Виссариона Белинского – «Неистового Виссариона», как звали критика современники, поскольку его голос был голосом бурного времени перемен накануне Крымской войны и отмены крепостного права в России. 
     «Какое время на дворе, такой мессия». Деятельность Белинского была мессианская, он вёл за собой сотни тысяч молодых людей. Конечно, аристократам претил голос критика, не все признавали «мужичью» поэзию, народный дух которой врывался в стихию русской литературы.  Белинский соединил литературную критику с публицистикой. Критические работы Юрия Кириенко-Малюгина, греша незнанием теории литературоведения, тем не менее,  воспринимаются как глоток родниковой воды. Связано это с тем, что поэзия Рубцова пропущена через поэта-литератора. Они с Поэтом современники. И в них горит Свет старой Руси. Рубцов говорил, что он поёт о «Руси ушедшей». Тогда, в 50-60 годы двадцатого «атомного» века это было очень смело, экстремально. Рубцов, как он сам говорил,  видел на колхозном (крестьянском) поле не трактор, а камень, которому тысячи лет. Его Россия начиналась не в 1917 году, а в те времена, когда наши предки водили хороводы и  пели обрядовые песни, засевая поле и собирая урожай. Ведическое и христианское в русской истории, соединившись с современностью, создали вполне плодотворную почву для лирики Поэта. 
     Рубцов очень историчен в своём творчестве. Он мечтал написать поэму об Александре Невском. Историчен в своей критике и Кириенко-Малюгин. Последняя его обширная и глубокая монография о Рубцове называется «Звезда полей горит, не угасая…». 
       Монография была по достоинству оценена поэтом, проректором Литературного института Валентином Сорокиным, соучеником Рубцова по институту Владимиром Андреевым,  приятельницей Рубцова Ладой Одинцовой, которую Поэт опекал как студентку богемного института, где учиться было непросто, потому что все вокруг себя считают гениями, а в общежитии жить девушке без покровительства друга-мужчины было опасно. 
     Там постоянно находились разные личности, участники богемных собраний. Самого же Рубцова, вынужденного перейти на вечернее обучение и выселенного из общежития, оттуда изгоняли. Вся эта пёстрая, яркая, временами богемная, чаще затворническая жизнь Поэта дышит на страницах монографии, рассказывающей о Поэте и Времени.
      Кириенко-Малюгин объездил почти все рубцовские места России. Результатом его странствий по следам Поэта стал выпуск прекрасно оформленной художником Верой Васьковой Литературной карты «Дорогами Николая Рубцова». 
       Важно, что Кириенко-Малюгин вошёл в круг рубцовских современников, точнее, людей из его окружения. Прежде всего, это вологжанка Нинель Старичкова (1932-2008) – удивительная женщина, журналистка с медицинским образованием, поэт, автор книги «Наедине с Рубцовым». В вологодской квартире Старичкова организовала домашний музей Рубцова. После смерти Поэта она забрала из квартиры на улице Яшина некоторые его личные вещи и организовала домашний музей. В квартире Старичковой Рубцов часто жил. Кириенко-Малюгин с ней дружил. И даже спал однажды на Рубцовском диване, который она сохраняла. После смерти Старичковой этот трогательный и стопроцентно мемориальный музей прекратил своё существование.
      А как замечательно воскрешает автор в монографии о Рубцове рубцовские места в столице! Как замечательно подобраны воспоминания современников, цитаты из стихов поэта и его писем!  
      Рубцовская Москва. Пройдем по ней вместе с автором. Мальчиком в Тотьме Коля Рубцов мечтал о Москве и просил учительницу русского языка и литературы рассказать о её театрах и музеях. О Кремле. И она рассказывала.      
     Начинается Москва Рубцова на Северном (Ярославском) вокзале. С него перешёл на другую сторону Комсомольской площади и купил на Казанском вокзале билет в Ташкент. Работал в геологической партии в пустыне, когда был студентом Кировского горного техникума. Потом приезжал в Москву. После успешно сданных экзаменов и зачисления в студенты Литинститута ездил на каникулы в село Никольское на Вологодчине, в край юности и вдохновений. 
     Кстати, кассы, где покупал Рубцов билет в Вологду, находились в то время в «здании-утюге», справа от фасада Ярославского вокзала. Ушла Москва Пушкина, уходит и рубцовская Москва, а ей всего-то несколько десятков лет. 
     Тверской бульвар, где находится до сих пор Литинститут – кузница  кадров российской литературы; улица Горького (Тверская), по которой Рубцов в удачные в финансовом отношении дни мчался в такси с друзьями; улица Добролюбова со знаменитым «зелёным домом», как называли студенты своё общежитие; редакции журналов «Молодая гвардия», «Октябрь», печатавшие Рубцова; ЦДЛ с его легендарным рестораном, в котором с Рубцовым происходили невероятные истории; ночное такси, в котором поэт столкнулся с женщиной-монстром – всё это вы увидите глазами яркого человека, владеющего редчайшим литературным даром – даром публициста. 
     Монография Кириенко-Малюгина – это лиро-эпическое полотно, на котором запечатлены неразрывно Поэт и его эпоха. 
     Мир Рубцова - это крестьянская горница со всем набором магических предметов, смыслами, заключёнными в архитектонике Дома, подбирающегося к ней, как хищный зверь. Огромен Рубцовский мир, но Москва – один из его центров. Давно столице пора озаботиться мыслью о создании официального Центра Рубцова. Пусть это будет хотя бы раздел в Государственном литературном музее. Там есть отдел современной литературы, занимающий памятник архитектуры в Трубниковском переулке близ Арбата.  
      Близ Арбата имеется множество рубцовских адресов: памятник Гоголю во дворе музея писателя, где он часто бывал, квартира критика Кожинова, ЦДЛ, издательство «Советский писатель» на Поварской, бывшее кафе-забегаловка у Никитских ворот, где Рубцов любил бывать, Литинститут, Тверской бульвар, на котором однажды золотой осенью поэт раздавал кленовые листья прохожим, Большая Никитская, где он слушал в доме приятеля Моцарта… Где-то здесь должен стоять памятник Поэту, о создании которого уже давно говорит «неистовый Юрий» - Юрий Кириенко-Малюгин.
      Рубцов – это символ того, без чего не может существовать Россия, он связующее звено между деревней, корневой почвой любого народа, интеллигенцией из неё вышедшей и всем остальным русским миром. 
      Москва превращается в город-мегаполис, теряющий периодически памятники  былых эпох. Молодые люди не знают своих истоков, своих корней. Рубцов для них терра инкогнита. Кириенко-Малюгин решил с этим бороться своими силами. В знаменитом московском Библиотечном техникуме (сейчас Колледж информационных технологий) он смог найти понимание у администрации, которая создала читальный зал имени Н.Рубцова и экспозицию, посвящённую творчеству Поэта. 
    Таким образом, молодые люди - студенты приобщаются к Слову Рубцова. На стенах висят изумительные фотографии создателя экспозиции с вологодскими видами, журавлями, травами на васильковых и льняных лугах, ромашками, избами в «лазурном поле», храмами. Храмы на Вологодчине знатные. Многие имеют общий вид с украинскими, построенными в стиле барокко. 
     Смотришь на вид Тотьмы и, если не знаешь, что это Русский Север, можно подумать, что это Галицко-Волынская Русь. Неповторимы  рубцовские места Вологодчины: конюшня в Никольском, река Толшма, фрески «Ангел с крестом» в Тотьме в монастыре, где находился Лесной техникум, в котором учился Рубцов. Поездки на родину Рубцова проводят отдельные активисты. Системные поездки проводили Кириенко-Малюгин, Эрнест Любенко. 
     Нужно объединить общие силы всех, кто любит Рубцова, в год восьмидесятилетия Поэта – ради будущего Москвы и России.  
      P.S. Елена Митарчук, филолог, поэт, литературовед, участник Московских конференций «Рубцовские чтениия», член Союза писателей России, методист «Дома Гоголя»