Юрий Кириенко-Малюгин. Об уровне пропаганды творчества Рубцова.

   14 апреля с.г. в 13.30 мин в малом зале ЦДРИ состоялось мероприятие – концерт под девизом «Тихая моя родина», посвящённое творчеству поэта Николая Рубцова».
  

  В плане мероприятий ЦДРИ на апрель месяц этот концерт не значился, и нам, активу Московского Рубцовского центра и НО «Рубцовский творческий союз», которые более 10 лет системно занимаются пропагандой творчества Н.М.Рубцова, стало известно об этом почти случайно.  Для кого был предназначен этот концерт в самое рабочее время в Москве?
   4 апреля с.г. на сайте www.rubcow.ru  «Звезда полей» была опубликована критика в адрес Московского Вологодского землячества за  бездействие в отношении системных  публикации убийцы и её нового литературного адвоката, который дал версию желания Рубцова на самоубийство или убийства от руки «невесты», чтобы во всей России обратили внимание на поэзию «жертвы». Сайт «Звезда полей» читают постоянно (сейчас отмечено более 300 тыс. посетителей, статистика ведётся; при любом заходе утром, днём на домен всегда видно 3-5 посетителей в этот момент). За последние полтора –два года не знаем о каких-либо литературных мероприятиях по пропаганде творчества Н.М.Рубцова в Москве, которые были бы организованы Вологодским землячеством.
     Автором проекта концерта обозначен заслуженный артист России Григорий Дунаев, который не известен как исследователь или пропагандист творчества Н.М.Рубцова. К нему, вероятно, обратились, он согласился. Жаль, что он недостаточно знает обстоятельства взаимоотношений вокруг Рубцова. К сожалению, даже при открытии концерта временами по бумажке зачитывались  фрагменты из классического стихотворения Рубцова «Тихая моя родина».
     Можно предположить, что фактическим организатором концерта была Марина Евгеньевна Барышева, которая обозначена как художественный руководитель и продюссер кинопроекта с названием «Николай Рубцов поэт». Тем более, что основным блоком концерта был фильм «Душа хранит».
     Для мало осведомлённых сообщаю, что это был третий вариант кинопроекта. Первый вариант показан в апреле 2006 года и не был увязан по хронологии жизни Рубцова, был  просто дилетантским набором кинофрагментов, каждый из которых был снят оператором на достаточно хорошем уровне. Но оператор не определяет историческую достоверность предлагаемого эпизода и последовательность монтажа. Это прерогатива сценариста-руководителя, который должен досконально знать биографию главного героя фильма. Фильм подвергся широкой, но устной критике. Официальная развёрнутая критика была дана Ю.Кириенко-Малюгиным в апреле 2006 года, направлена в Департамент культуры Вологодской области, откуда получена информация, что критика передана организаторам кинопроекта.
   Ко времени начала работы над кинопроектом (март-апрель 2005 г.) мной были опубликованы книги «Тайна гибели Николая Рубцова» (1-е издание. 2001г.; 2-е издание, дополненное, 2004 г.), монография-биография «Николай Рубцов: «И пусть стихов серебряные струны…» (2002г, 336 стр.), пьеса «Звезда полей Николай Рубцова» в авторской книге «Наша встреча впереди» (март 2005 г.) 
   Пьеса была представлена на большой сцене ДК «Красный Октябрь» в  декабре  2004 года (премьера),  март 2005г,  декабрь 2005г., март 2007 г. В пьесе были задействованы многие эпизоды и образы, которые затем были использованы в сценарии фильма. Это начало моноспектакля со стихотворения «Я буду скакать по холмам…», жёлтые снимки (стенд со старыми фотографиями в декорациях), мерцающая звезда в последней сцене, фрагменты из стихотворения «Русский огонёк» с показом жёлтых снимков, 10 музыкальных заставок песен на стихи Н.Рубцова.  В декабре 2004 года, в марте  и декабре 2005 года спектакль снимали кто-то из зала на видеокамеры.
     К сожалению, М.Барышева заняла своеобразную позицию по отношению к работе нашего первого в Москве Рубцовского центра. В декабре 2005 г., мы случайно встретились  в Союзе писателей России, где она снимала беседы с руководителями Союза. Взяла мою визитку. Тогда же сообщила, что через неделю приедет к нам в Центр, ознакомится с экспозицией, возьмёт интервью о нашей пропагандисткой работе и о понимании творчества Рубцова.  Не приехала.  В феврале 2006 года я и В.К.Киреенков участвовали в Тотьме с докладами на конференции  «Рубцовские чтения» и затем  поехали в с. Никольское для участия в открытии новой экспозиции в мемориальном доме-музее Н.М.Рубцова. Там при случайной встрече М.Барышева предложила взять у меня интервью. Это на фоне экспонатов Никольского музея. Я не согласился и предложил ей приехать (как было обещано с её стороны) в наш Московский Рубцовский центр и там взять интервью на фоне нашей цветной фотоэкспозиции и на фоне портрета Н.М.Рубцова (60х80, холст, масло, 2003 г., автор – член Союза художников России Вера Васькова). С тех пор от неё нет информации.
     В январе  2007 г. новый вариант фильма был показан по   каналу ТВ. Теперь фильм был построен хронологически, как это сделано Ю.Кириенко-Малюгиным в монографии-биографии  «Николай Рубцов: «И пусть стихов серебряные струны…» (2002 г., ISBN, МГО СП России). Но в нём опять  была масса ошибок. Вместо того, чтобы выпускать сырой проект на свет, надо было направить сценарий на рецензии специалистам-исследователям, которые годами занимаются пропагандой творчества Рубцова. На этот вариант фильма Ю.Кириенко-Малюгин дал рецензию «О фильме Николай Рубцов поэт. Плюсы и минусы фильма», которая опубликована на сайте и в авторской книге «Поэзия. Истина. Рубцов». Рецензия направлена в Департамент культуры Вологодской области в феврале 2007 г. 
     Третий (или обозначенный М.Барышевой как четвёртый) вариант фильма под названием «Душа хранит» перемонтирован, но опять имеет недостатки, которые обусловлены нехваткой знаний по обстоятельствам жизни Рубцова и авторитарным подходом к показу творчества Рубцова. По порядку.
1.    В фильме мальчишка Рубцов (в тельняшке) строит лодку с парусом. На речке Толшма шириной 8-12 м (с.Никольское) с парусом лодок никогда не было. Это нереальная фантазия сценаристки. 
2.    Сообщается от лица Н.Старичковой, что Рубцов эмоционально читал  «Поезд» в зале на Вологодчине. Представлена сцена, где Рубцов стоит перед залом. Но! Это фрагмент чтения был на съезде писателей России в Архангельске в ноябре 1970 года. Фрагмент был два года назад представлен Л.Вересовым, как найденный им документ. Ссылок на это в новых титрах нет. Авторы совместили текст из магнитофонной записи с немым кинофрагментом. Добавлены в кадры зрители из других источников, а не из Архангельска. Фрагмент полностью сконструирован и  исторически недостоверен. Надо давать ссылку на авторство. 
3.    В другой фрагменте фильма два поезда несутся к одной цели. Пути пересекаются. Чьи поезда? Если бы перед этим М.Барышева показала вампирическую поэзию Дербиной, тогда было бы логично сталкивать поезда. 
4.     В фильме горит факелом лодка. То есть поэзия Рубцова. Это недопустимо. Душа не воспринимает такую зомбирующую картину о  поэзии Рубцова.
5.    В конце фильма должен был звучать обещанный фрагмент из «Прощальной песни» Рубцова, который вставила Барышева как сценаристка. Ранее был раскритикованный выход из фильма: «Ты оплачешь измену мою…». Теперь звучала песня «Ой мороз, мороз! Не морозь меня....» Тоже радости мало от восприятия. Мороза крещенского в ночь убийства не было. Природа плакала в январе 1971 г, это было как указание Свыше и подтверждено рядом авторов статей, в которых упоминалсь  о гибели Н.Рубцова.
     Нужно отметить, что ни в одном варианте фильма не дали выступить известным исследователям-рубцововедам из Москвы, С.-Петербурга, Дзержинска, Тотьмы, Вологды, которые годами пропагандируют творчество Рубцова и заставили литературную общественность признать духовность и народность его поэзии задолго до сегодняшних дат. Фамилии их известны, вероятно, продюсеру  М.Барышевой. 
   Концерт 14.04.2010 г. был тематический. Но вместо чтения стихов Рубцова приглашенные поэты читали свои стихи, звучала дважды классическая музыка. При всём уважении к заслугам выступающих, это из другой области культуры. Прошло два с лишним часа, но так и не прозвучали  от исполнителей ни одной песни на стихи Рубцова.
    И если не были упомянуты писатели, поэты, филологи, композиторы и авторы из Московского Рубцовского центра, если умолчали о принципиальных изданиях по теме Рубцова, то это не делает чести организаторам. Это вопрос Совести. И здесь нет особой вины ведущего. Сценарий вечера не мог быть не написан и не согласован с М.Барышевой, которая является одним из руководителей Московского  Вологодского землячества и лауреатом тематической рубцовской премии.
    Мы, конечно, переживём и это игнорирование. И будем идти своей литературной. исследовательской и песенной дорогой. И по ежегодным планам мероприятий. 
   P.S. В 2003 и 2004 г.г. я дважды подавал заявления (с документами) о приёме в Московское Вологодское землячество, поскольку моя мать и дед с бабушкой происходят из села и волости  Волокославинское, Кирилловского уезда Новгородской губернии. В советское время Кирилловский район вошёл в состав Вологодской области. Однако в те годы руководители Вологодского землячества проигнорировали заявление.