Творческая биография
Издание 3-е, редакция 2020-2024 гг.
с. Никольское Тотьма
Кировск Приютино
Североморск С.-Петербург
Бабаево Череповец
Невская Дубровка Алтай
Кириллов Ферапонтово
Липин бор Великий Устюг
Сергиев Посад
Москва Вологда
МОСКВА
Сайт www.rubcow.ru Издательство «Старт», Рязань
2020-2025
УДК 882
ББК 84 (2Рос = Рус) 6
Р82
«В жизни и поэзии – не переношу спокойно любую
фальшь, если её почувствую…» Н. М. Рубцов
Юрий Кириенко-Малюгин (Кириенко Юрий Иванович)
Николай Рубцов: «За всё Добро расплатимся Добром!…». Творческая биография. Издание 3-е. Серия ЖТЛ (жизнь творческих личностей)
Издатель - сайт "Звезда полей" и "Старт" (г. Рязань), М.,., 332 - 350с., цветная фотовкладка (16 с.), 2020 г.
В книге представлены этапы творческой биографии русского народного поэта Н. М. Рубцова (03.01.1936 – 19.01.1971), факты и события его жизни, даны исследования содержания его поэзии, продолжившей направления творчества русских поэтов Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Кольцова, Фета, Блока и Есенина, Гоголя. Сообщается о путях-дорогах Н М. Рубцова по России и к песням, о взаимосвязи Слова, Музыки и русской Души, о народной философии, православном и мистическом содержании творчества поэта. Книга написана на основе монографий: «Николай Рубцов: «И пусть стихов серебряные струны…» (М. Изд. МГО СП России, 2002, 336 стр., 1000 экз.) и «Николай Рубцов»: «Звезда полей горит, не угасая…» (М. Изд. НКО «Рубцовский творческий союз», 2011, 288 стр., цветная вкладка – 16 с., тираж 500 экз.).
Николай Михайлович Рубцов – член Союза писателей СССР (1968 г.) и выпускник Литературного института имени А. М. Горького (1969 г.).
В обществе разыгрывается песенная стихия народного русского Поэта. Светлая поэзия Рубцова полностью отвечает идеям Добра, Справедливости и Возрождения России. Поэт сказал читателю: «Пусть душа останется чиста!». Кто «За» и кто «Против»?
Книга-монография предназначена для литературоведов, филологов, поэтов, преподавателей институтов, колледжей, лицеев, школ и, конечно, для Читателей. Книга создана в жанре неформального публицистического литературоведения.
ISBN 978-5-903862-11-5 (изд. 2011 г.)
ISBN 5- 7949 – 0107-1 (изд. 2002 г.)
Ю.Кириенко-Малюгин: текст и концепция книги
ISBN .........................
Ознакомительный Фрагмент № 4. (Эпилог 1 и 2. Приложения 1-8. Даты жизни и творчества Н.М.Рубцова . Семья Рубцовых.. Библиография
Эпилог от Лады V. Одинцовой
Могучая кучка в русско-советской литературе ХХ столетия
(авторская редакция 2013 года, Москва, фрагменты эссе)
Лада Васильевна Одинцова (05.08.1950 – 2016) родилась в Донецке. Отец, русский – участник ВОВ, преподаватель; мать, полька – писательница Виктория Вита. Лада Одинцова окончила литературный институт им. А. М. Горького, член Союза писателей СССР с 1977 года. Автор книг «Камертон» и «Школа Гармонии». С 1992 года преподавала в Праге.
С Ладой Одинцовой мы встретились в декабре 2012 года на очередном литературном мероприятии, проводимом в то время активом НКО «Рубцовский творческий союз (2006-2015) в московской библиотеке им. Ф.М.Достоевского. Я передал ей три авторские книги. На открытии читального зала имени Н. М.Рубцова в Московском колледже № 20, состоявшемся 25 января 2013 года, Лада Одинцова выступила с воспоминаниями о Рубцове и передала мне для публикаций литературные статьи. Одна из них представлена здесь, как эпилог (90). Другая – как приложение №7 к книге.
1.
Дудин делил советскую поэзию на географические зоны и предпочитал ленинградцев. Но он отдавал должное Московской Поэтической Школе, к которой принадлежали Юрий Кузнецов, Анатолий Передреев и отчасти попавший под её влияние воспитанный Ленинградом Николай Рубцов.
– Эти трое русских поэтов, – пропел Дудин высоким, мягким тенором, – напоминают мне Могучую Кучку середины XIX-го столетья… Помните, существовала такая в композиторской среде? Балакирев возглавлял кружок русских композиторов-славянофилов. В его кружок входили Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков.
И вот настала пора, когда трёх лидеров Могучей Кучки русско-советской поэзии уже нет в живых: ни Рубцова, ни Передреева, умершего вслед за Николаем, ни Юрия Кузнецова, память о нашей Могучей Кучке призывает меня написать то, чего не осилят другие…
2.
В моем однотомнике «КАМЕРТОН» (Прага, 2011 г.) я вспоминала о каждом из троих творцов Поэтической Могучей Кучки: «Горделивый романтик Анатолий Передреев являлся такой же яркой личностью, как и Николай Рубцов и принадлежал к одному с ним поколению… Сходство
281
характеров Рубцова и Передреева базировалось на обоюдном отвращении к притворству и фальши, на детской чистоте души каждого, искренности и доверчивости. Как и Рубцов, поэт Передреев тоже был старше меня на полтора десятка лет, хотя Передреев держался эдаким рубахою-парнем, обходился с людьми по-братски тепло и уважительно. Я помню Анатолия Передреева всегда весёлым. Он вообще отличался от элегического Николая Рубцова и от деспотического Юрия Кузнецова общительным, дружелюбным сангвиническим характером. С каждым из троих меня связывали хотя и различные, но доверительные взаимоотношения».
3.
Как бы хотелось создать музей Могучей Кучки композиторов и поэтической воедино, чтобы общий Музей Могучей Кучки сделался культурно-досуговым центром, где можно было бы посмотреть документальный фильм о людях, чьими стараниями на нашей Родине существовали мораль, порядочность, любовь к ближнему и великая гуманистическая культура.(курсив Ю.К.-М.)
Больше всего я переживала, что имя Рубцова предастся забвению – для меня это было имя самого великодушного товарища по Литературному институту – одного из тех немногих, кто на деле отказался быть Литературным Комиссаром… Масштаб поэтического наследия Николая Рубцова включает в себя трагедийность, зорко подмеченную писателем Кириенко-Малюгиным. Это была трагедийность исчезающего советского бытия… Николай страдал от окончательного разрушения церкви и деревни. Совершенно иные творческие задачи стояли перед Кузнецовым и Передреевым. Кузнецов воспевал героизм Русского Духа, берущий начало из былинных времен, Передреев искал гражданскую Совестливость и нравственную красоту бытия, взяв за ориентир творчество Лермонтова.
В книге исследователя Рубцовского творчества и его посмертного биографа Ю.И. Кириенко-Малюгина «Поэзия. Истина. Рубцов» порадовали меня не только лишь исследовательская скрупулезность, но также и настоящие открытия, до сих пор не приходившие в голову матерым литературоведам (90). Например, Кириенко-Малюгин комментирует четверостишие любимого нашего современника – Народного Поэта Рубцова следующим образом: «Вот как переживал Рубцов разобщённость русских людей:
Зачем же кто-то ловок и остёр, -
(Простите мне) – как зверь в часы охоты,
Так устремлён в одни свои заботы,
Что он толкает Братьев и Сестёр?!»
282
Детдомовское чувство народной общности, Братско-Сестринского Единства племени Великороссов составляет отличительную черту поэзии Николая Рубцова, выделяющую в триаде Могучей Кучки его творческую самобытность.
Касательно исследовательской деятельности Юрия Кириенко-Малюгина отмечу, что оно великолепно систематизировано, подвергнуто дотошному биографическому и текстологическому анализу и представляет собой максимально возможную для трудовой деятельности литератора полноту. Также я сочла вполне аргументированным у Кириенко-Малюгина аналитический разбор посредственного литературоведения В. Баракова, придумавшего, что, якобы творчеству Рубцова присуща какая-либо форма-листическая оригинальность. Кириенко-Малюгин прав, отвергая эту при-думку, поскольку на деле стихотехнике Рубцова свойственна самая что ни есть традиционная манера, лишённая изысков и художественных изощрений.
Кириенко-Малюгин прав, опровергая демагогическую чепуху пустозвонного литературоведения. Рубцов в силу своей ленинградской выучки абсолютно всегда совпадал с классической русской традицией, которой с юности неукоснительно следовал… Как писала я в эссе «Стихотворная графика Николая Рубцова», незамысловатая Рубцовская поэзия вызывала чувство доверия своей безыскусной правдивостью и трогательностью, задушевностью, которую Коля называл «трепетностью» – любимое Рубцовское словцо. Ни у Юрия Кузнецова, ни у Анатолия Передреева не было такой трепетности... Цель поэтического творчества Ю. Кузнецова заключалась в создании новой эпико-былинной, богатырской поэзии. Цель поэтического творчества А. Передреева заключалась в создании социально значимых произведений… Лидерская натура Анатолия Передреева оказала заметное влияние на социальное звучание Рубцовской Тихой Лирики. Особенно в этом отношении замечательно стихотворение Николая Рубцова «Поезд» со строчками:
«И какое ж может быть крушенье,
Если столько в поезде народу?!»
Вот уж поистине пророческое чувствование! И Передреев, и Рубцов, и я переживали за вероятность крушения поезда с названием «СССР» – один только Юрий Кузнецов пребывал в такой астрономической дали от реальности («Во мне и рядом – даль»), что, казалось, начисто был лишён мучившего нас троих переживания о грозящей гибели Советского Союза. Как справедливо подметил Кириенко-Малюгин, «Рубцов не гонялся за художественными эффектами». Зато Кузнецов и Передреев гонялись,
283
причем, с пользой для дела и вполне успешно. Во многих случаях эти внешние художественные эффекты (напрочь отсутствующие у Рубцова за ненадобностью его литературной миссии) придавали выразительную красочность поэзии Кузнецова и Передреева, придавали ту оригинальность, которая требовалась каждому из них для выполнения их собственной поэтической миссии.
…На мой взгляд, Передреев был легок в общении. Но для меня отнюдь не составляло труда и общение с конфликтным (как я сама) Рубцовым. Зато исключительно тяжелым в общении был Юрий Кузнецов с его деспотическим характером, что никогда не было свойственно ни мягко характерному Рубцову (добросердечному и нежному, несмотря на всю его вспыльчивость в нетерпении кривды), ни горделивому Передрееву… Моряки Рубцов и Кузнецов были непохожи, как зима и лето…Рубцову были характерны мягкосердечие, нежная меланхоличность, сострадательность, а темпераментному Кузнецову – вспыльчивость, критическая настроенность, пытливый ум, деспотичная властность, редкая сентиментальность, способность к человеческому сочувствию.
…Сходство этих советских представителей Поэтической Могучей Кучки заключено в одинаковом страдании этих поэтов от клеветы завистников, в убийственной травле, спровоцированной творческой ревностью менее талантливых или вовсе бездарных конкурентов…
4.
Подобно Рубцову Анатолий Передреев считал необходимым назидать меня – несовершеннолетнюю студентку…Передреев ёрзал на стуле и доказывал мне мою обязанность изучить произведение Есенина «Ключи Марии»... Анатолий упоминал про Первый Всесоюзный съезд советских писателей в 1934 году, про Бухарина, который «сунул нос не в свой вопрос» – а именно в поэзию и разгромил это Есенинское произведение... Передреев толковал, что имя Марии равнозначно понятию человеческой души, что Есенин пишет о ключах Души российского крестьянства…
Я хорошо помню глубокое уважение, которое испытывал Юрий Кузнецов к Николаю Рубцову, известна мне и попытка младшего студента Кузнецова подружиться с популярным в Литературном институте Рубцовым (когда Кузнецов пригласил Николая на встречу нового года), кончившаяся ничем. К сожалению, конкурентная ревность не позволила все-таки Кузнецову сблизиться с Рубцовым.
P.S. Печатается с сокращениями.. Опубликовано полностью в альманахе «Звезда полей», 2013, № 1, (№ 10), М. Издатель НКО «Рубцовский творческий союз», 2013. (91)
284
Эпилог от Юрия Кириенко-Малюгина
Славянский язык и его диалекты. Н.М. Рубцов и связь времён
Мы, русские пишем на русском языке, как на одном из диалектов древне-славянского языка (кириллице) В декабре 2011 года автор создал и в альманахе «Звезда полей», 2012 опубликовал статью «О тенденциях в славянском мире».
Во время пребывания на Алтае в 1966 году Николай Рубцов нарисовал вот такую историческую картину в районе реки Катунь:
Как мимо башен, идолов, гробниц
Катунь неслась широкою лавиной,
И кто-то древней клинописью птиц
Записывал напев её былинный.
Стихотворение «Шумит Катунь» было опубликовано (что удиви-тельно!) в центральной газете «Правда» в декабре 1968 года. Стихи «Виде-ния на холме», «О Московском Кремле», «Ферапонтово», «По вечерам» направили рубцововедов обратиться к теме Древней славянской Истории.
В древности славяне общались на одном языке. Нет сведений об использовании переводчиков при контактах между славянскими родами и племенами на территории Восточной и Западной Европы.
На славянских территориях действовала как письменность «глаго-лица» или её предшественница. После принятия христианства в 988 году в Киеве князем Владимиром кириллица ещё несколько столетий внедрялась в славянских княжествах. «Слово о полку Игореве» написано на древне-славянском языке. Есть тексты Евангелия на глаголице и параллельно на кириллице в славянских монастырях ещё в 12-14 веках (91).
Напомним о нескольких фактах, которые желательно рассматривать в рамках исторического единства и развития славянских народов. Президент Российской Академии наук, адмирал А.С. Шишков, ещё 200 лет написал книгу «Славянорусский корнеслов», в которой дал несколько обоснований:
Славянский язык является древнейшим языком и множество западно-европейских слов имеют славянские (русские) корни.
Любой славянин на основе природного (генетического) знания родного языка может образовывать новые слова, которые органично вытекают из контекста. Этим непроизвольно пользуются поэты.
285
Вот, что пишет Лада Одинцова в книге «Камертон» (2011г.)
«Например, мне, уроженке Украины, были чужды незнакомые поня-тия из Рубцовского творчества: морошка (никогда мною не виданная), деревня (а не село), горница, овин, изба (а не хата), суслоны, а также экзотические деревянные «бани», часто мелькающие в стихах, которые мне читал Николай Рубцов в моей общежитской комнате. Мало того, что моему украинскому слуху была непривычна неслыханная никогда в Русской Диаспоре перечисленная лексика, так ещё и чёрно-белая фотографичность Рубцовской поэзии (в лучшем случае походившей в моем представлении на чёрно-белую гравюру), отягощённая отсутствием яркого поэтического темперамента, - всё это вызывало у меня недоумение при знакомстве с его довольно прозаическими стихами. Но оказалось, что я была неправа по вполне понятной причине: русская земля, русский быт просто были чересчур непохожи на привычный мне украинский быт и на украинскую землю. Так что причина коренилась во мне, а не в нём. И Рубцов угощал шоколадками девочку, о которой я вспоминаю, гладил по головке, что-то смешное мурлыкал: Николай учил меня быть русской…»
Единство славянских народов определяется в первую очередь общ-ностью словарно-корневой системы. Стоит славянину оказаться длительное время на территории другой восточно- или юго-славянской страны, как через короткий промежуток времени «приезжий» начинает понимать язык страны пребывания. Это характерно для русских, в Украине, Белоруссии, Сербии, Черногории, Чехии, Словакии, Польше.
Сейчас расшифрована «Велесова книга», древнейший памятник общеславянской культуры, которому более 5 тыс. лет . Что согласуется с летоисчислением по славянским летописям (более 7500 лет от Сотворения мира). И мы должны гордиться нашей историей.
Не надо делать переводов с украинского или белорусского или сербского на русский. Надо овладевать прочтением родственных текстов.
Читаем мы без перевода «Слово о полку Игореве» и нормально. Где русскому или украинцу непонятно, давайте сноску. А читать надо в подлиннике. И звучит красиво. У каждого славянского народа есть свои духовные Лидеры. Для русского народа такими являются Ломоносов, Крылов, Пушкин, Гоголь, Тютчев, Есенин, Рубцов, Ю. Селезнёв.
Многие журналисты, редакторы и филологи не ссылаются на работы П. Лукашевича, А. Дмитриенко, ни на «Велесову книгу», ни на «Славянорусский корнеслов» Шишкова, ни на статью С. Есенина «Ключи Марии», ни на монографию А. Обухова «Слово о букве».
Николай Рубцов прекрасно знал историю России и сказал на века: «Росссия, Русь! Храни себя, храни!»
286
Приложение № 1
Из доклада А.А. Жданова на 18-м съезде ВКП (б), март 1939 г.
«Деятельность» некоторых клеветников приняла настолько широкий размах, что они начали вводить в неё некую «рационализацию».
«Вот, например, Алексеев – член партии с 1925 года, заведующий Ирбейским районным партийным кабинетом (Красноярский край). Работал он плохо, всё своё время отдавая писанию клеветнических заявлений на честных коммунистов и беспартийных учителей. Здесь «дел» у него было много, и он завёл себе список со специальными графами: «большой враг», «маленький враг», «вражек », «вражёнок »…Нечего и говорить, что он создавал в районе совершенно невозможную обстановку. В конце концов, он был исключён из партии как клеветник ».
В связи с Алексеевым я думал, кого он напоминает такой тип, и мне вспомнился Собакевич из повести Гоголя «Мёртвые души». Собакевич, как известно, всех считал мошенниками и разбойниками. Когда Чичиков признался Собакевичу, что ему более всех в губернском городе нравится полицмейстер за прямоту и простосердечие, Собакевич хладнокровно ответил:
«Мошенник! Продаст, обманет, ещё и пообедает с вами! Я их знаю всех: это все мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор, да и тот, если сказать правду, свинья». (Хохот в зале.)
Очевидно, праправнуки Собакевича дожили и до наших времён, кое-где даже пробрались в партию. Надо взять метлу покрепче и вымести из нашего партийного дома подобный мусор (Дружные аплодисменты.)
Особенно большие размеры приняло в своё время, да и сейчас ещё имеет место, исключение из партии по мотивам «связи» с врагами.
На этом основании было огульно исключено из партии немалое количество честных работников… Эта ходкая формула – «связь с врагами народа» - широко использовалась антипартийными элементами для избиения честных коммунистов…
При таком огульном осуждении людей по формальным поводам, настоящие матёрые враги народа, первостатейные жулики ускользали от кары правосудия (25).
287
Приложение № 2
Михаил Суров. Из статьи «Жизнь поэта»
Так, например, Н. Коняев с плохо скрываемой неприязнью пишет об отце Николая Рубцова, Михаиле Андриановиче:
«Так или иначе, но документально пока не удаётся подтвердить, за что арестовывали Михаила Андриановича и арестовывали ли вообще…С большой долей уверенности можно предположить, что если и был арестован он, то не за «политику», не как враг народа, а по уголовной статье, связанной с растратой или другими хозяйственными недочетами в ОРСе, возглавляемом им…
Эту версию косвенно подтверждают и любовь Михаила Андриановича к застольям, и путаница в рассказах Николая Рубцова, и «на редкость честное по тем временам дознание», которому был подвергнут Михаил Андрианович… И, должно быть, исправно служил хозяевам, коли, несмотря на отсутствие образования, потихоньку рос в должностях, а на пятом десятке даже выдвинулся в круг областной номенклатуры».
Не берусь критиковать Николая Коняева, но его легковесность в оценке отца Николая Рубцова вполне очевидна. Мне удалось отыскать документ, подтверждающий, что Михаил Андрианович действительно был репрессирован и провёл за решёткой в общей сложности 1 год 2 месяца и 15 дней: с 10 января 1938 г. по 25 марта 1939 г.
Осуждён он был по статье 58-10 ч. 1 УК РСФСР. Вот её формулировка в Уголовном Кодексе РСФСР: «58.10. Шпионаж, т.е. передача, похищение или собирание с целью передачи сведений, являющихся по своему содер-жанию специально-охраняемой государственной тайной, иностранным государствам, контрреволюционным организациям или частным лицам..
Лишение свободы со строгой изоляцией на срок не ниже трёх лет, а в тех случаях, когда шпионаж вызвал или мог вызвать особо тяжёлые последствия для интересов государства – расстрел»…
Как видим, статья вполне «политическая», очень распространённая в те годы. И осуждён был Михаил Андрианович именно как «враг народа», а не «по уголовной статье, связанной с растратой или другими хозяйственными недочетами в ОРСе, возглавляемом им…» (Коняев Н.М. Николай Рубцов, 2001, стр. 232-233, 317).
На момент ареста Михаил Андрианович являлся жителем посёлка Няндома Няндомского района и работал помощником начальника райтрансторгпита по кадрам, имея на иждивении пятерых детей, в том числе и двухлетнего Николая». (92)
288
Приложение № 3
Из речи Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина в день Победы над фашисткой Германией 9 мая 1945 года
Товарищи! Соотечественники и соотечественницы! Наступил великий день победы над Германией. Фашистская Германия, поставленная на колени Красной Армией и войсками наших союзников, признала себя побеждённой и объявила безоговорочную капитуляцию…
8 мая представители немецкого главнокомандования в присутствии представителей Верховного Командования союзных войск и Верховного Главнокомандования советских войск подписали в Берлине окончательный акт капитуляции, исполнение которого началось с 24 часов 8 мая…
Великие жертвы, принесённые нами во имя свободы и независимости нашей Родины, неисчислимые лишения и страдания, пережитые нашим народом в ходе войны, напряжённый труд в тылу и на фронте, отданный на алтарь Отечества, – не прошли даром и увенчались полной победой над врагом. Вековая борьба славянских народов за своё существование и свою независимость окончилась победой над немецкими захватчиками и немецкой тиранией…
Три года назад Гитлер всенародно заявил, что в его задачи входит расчленение Советского Союза и отрыв от него Кавказа, Украины, Белоруссии, Прибалтики и других областей. Он прямо заявил: «Мы уничтожим Россию, чтобы она больше никогда не смогла подняться». Это было три года назад. Но сумасбродным идеям Гитлера не суждено было сбыться – ход войны развеял их в прах. На деле получилось нечто прямо противоположное тому, о чём бредили гитлеровцы. Германия разбита наголову…
Товарищи! Великая Отечественная война завершилась нашей полной победой. Период войны в Европе кончился. Начался период мирного развития.
С победой вас, мои дорогие соотечественники и соотечественницы!
289
Приложение № 4
Юрий Кириенко-Малюгин
Два новых стихотворения Николая Рубцова?!
В 2007 году после одного из мероприятий Московского Рубцовского центра в ДК «Красный Октябрь» Тушинского района г. Москвы, ко мне подошёл мужчина и представился — Борис Борисович Бартосевич, поэт, служил в 50-е годы с Н. М. Рубцовым на Северном флоте. Мы встретились у меня на квартире в Тушино. Бартосевич рассказал мне о литературных встречах с Н. Рубцовым. Передал мне два стихотворения, которые представил, как автор-ские, написанные по двум рассказам Рубцова о личной жизни, о неудачной любви. Б. Б. Бартосевич также сообщил, что тогда во время службы он, как украинец, плохо владел русским языком.
Первое стихотворение. Так, как оно напечатано Б. Бартосевичем.
Николаю Рубцову
………………………………..
…………………………………
Даты жизни и творчества Н.М.Рубцова
(опубликованы в монографии 2011 года и уточнены в апреле 2020 г.)
1. 3 января 1936 г. – в Емецке Северной области (с сентября 1937 г. Архангельская область) родился Николай Михайлович Рубцов.
2. В январе 1938 г. в Няндоме Архангельской области арестован по доносу Михаил Андрианович Рубцов, отец Николая. В семье – 5 детей. В марте 1939 года М. А. Рубцов освобождён из тюрьмы, полностью реабилитирован..
3. В январе 1941 г. семья Рубцовых переехала в Вологду.
4. 26 июня 1942 г. умерла Александра Михайловна Рубцова, мать Коли.
5. Июнь 1942 г. – первое устное стихотворение Коли Рубцова.
6. Конец лета 1942 г. – второе устное стихотворение Коли Рубцова «Вспомню, как жили мы с мамой родною…»
7. С августа 1942 г. – Коля в Красковском детдоме под Вологдой.
8. 20 октября 1943 г. – Коля Рубцов поступил в детский дом № 6 в селе Никольском Тотемского района Вологодской области. Начало учёбы в 1-ом классе.
….
…..
304
Семья Рубцовых (в период жизни Н. М. Рубцова):
Рубцов Михаил Андрианович, родился в селе Самылкове Сокольского района Вологодской области в 1899 году, умер в Вологде 29 сентября 1962 года.
Рубцова (Рычкова) Александра Михайловна родилась в селе Самылково в 1900 году, умерла 26 июня 1942 года в Вологде.
……..
………
305
Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я
1 . Селезнёв Ю. Избранное («Златая цепь…) М. Современник. 1987.
2. Рубцов Н. Лирика. Архангельск. Сев.- Зап. кн. изд. 1965.
3. Рубцов Н. Звезда полей. М. Сов. писатель. 1967
4. Рубцов Н. Душа хранит. Архангельск. Сев.- Зап. кн. изд. 1969.
5. Рубцов Н. Сосен шум. М. Сов. писатель.1970.
6. Рубцов Н. Зелёные цветы. М. Сов. Россия.1971.
….
…..
Список литературы при написании монографии.
93. Шишков А. С. Славянорусский корнеслов. С.-П. Фонд слав. письм. и культ.2007
…….
……
309
Содержание
Предисловие........................................................................................................5
Глава 1. Семья Рубцовых и раннее детство поэта. «Но вот наше
счастье распалось на части…», после гражданской войны
(3 января 1936 г…октябрь 1943 г.)....................................................15
Условия жизни семьи Рубцовых, начало войны с Германией, смерть матери, первые стихи, разлука с родными.
Глава 2. Детские годы в Никольском и Тотьме.
(октябрь 1943 г…июнь 1952 г.)……………………….…............…..25
Песни, музыка и стихи. За путёвкой в жизнь. В лесном техникуме. Город-легенда – Тотьма: Спасо-Суморин монастырь, церкви русского Севера. Юношеские стихи. Первый поиск родных.
Глава 3. Пути-дороги юности. На тралфлот, в Кировск, в
Ташкент, в Вологду, в Приютино. «Надо хлеба мне, хлеба!
Замолчи радиола…» (июль 1952 г…сентябрь 1955 г.)……...........45
К морю в Архангельск, на тралфлоте. Горно-химический техникум в Кировске. Летом 1954 г. в Ташкенте. Встреча с братом и отцом в Вологде весной 1955 г. Жизнь в Приютино.
Глава 4. Северный флот. «Мне не забыть у дальних берегов…»
(сентябрь 1955 г…октябрь 1959 г.)……………………….............…67
Северный морской флот, охрана полигонов ядерных испытаний, Приютино – 1957, литобъединение в Североморске, первые публикации, «морские» стихи и песни.
Глава 5. Ленинградский период. «Не простой, возвышенный,
в седле бы…» (ноябрь 1959 г…август 1962 г.)………..................89
Кировский (Путиловский) завод, литобъединения, работа и стихи. Между городом и деревней, цель жизни определена – поэзия. Сборник «Волны и скалы». В Москву и вперёд в Николу!
Глава 6. Литературный институт, очное отделение. «И всё на
правильном таком пути…» (сент.1962 г…июнь 1964 г.)….....…108
Литературный институт, общежитие, рождение дочери в Николе, в ЦДЛ, на пути к первым студенческим публикациям.
Глава 7. Непредсказуемые дороги: Никольское – Тотьма –
Вологда – Москва – Бабаево – Череповец.
(июнь 1964 г…апрель 1966 г.)……………………….............…. 151
Родное село Никольское – источник космического понимания окружающего мира, лето и осень 1964 г. – полный поворот к русской народной поэзии, семинар в Вологде, заочное отделение литинститута, подготовка сборников и снова провокации.
Глава 8. Рубцов на Алтае. «Прекрасно небо голубое!»
(май 1966 г…июль-август 1966 г.)…………………...............…..185
Поездка в Сибирь. Катунь, Обь, Алтай. Восточная Скифия. Размышления об Истории – философские стихи «Шумит Катунь», «Старая дорога», «В минуты музыки».
Глава 9. «Звезда полей» - луч Света в русской поэзии.
«И счастлив я, пока на свете белом…»
(август 1966г….июнь 1969 г.)……………………..…..............196
По Вологодчине, по Московии, по издательствам. «Звезда полей» – луч Света в русской поэзии 20-го века. Жилищная проблема решена. А семейно-бытовая?
Глава 10. Рубцов: «Я спешу сложить свои стихи…»
(июнь 1969г….19 января 1971г.)……………………...............…239
«Душа хранит», «Сосен шум», «Зелёные цветы» – новые сборники русских народных песен и стихов. Рубцов: «Над моей счастливою любовью вдруг мелькнуло чёрное крыло…».
Глава 11. Творческая позиция и мастерская Н.М.Рубцова…...............258
Ведическое и православное, мистическое мировоззрение,
богатство народного языка, народная философия,
исповедальность и песенность поэзии
Эпилог от Лады Одинцовой ……………………........………………..........281
Эпилог от Юрия Кириенко-Малюгина ………………………….…............285
Приложения (№№ 1 – 8)…….………………………….…..…….................287
Даты жизни и творчества Н.М.Рубцова………………….…...…................300
Семья Рубцовых………………..……………………...……..…..…..............305
Библиография…………………………………………..…………............….306
Юрий Кириенко-Малюгин
Николай Рубцов: «За всё Добро расплатимся Добром!…»
Творческая биография (редакция 2020-2025)
Серия ЖТЛ – жизнь творческих личностей
Использованы материалы изданий:
Николай Рубцов: «И пусть стихов серебряные струны…» (М. 2002)
Николай Рубцов: «Звезда полей горит, не угасая…» (М. 2011)
……..
……..