Статья №1-1.Юрий КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. Встречи с Н.А. СТАРИЧКОВОЙ, автором книги «Наедине с РУБЦОВЫМ»
В Москве в Северо-западном административном округе (СЗАО) с января 1998 года барды литмузстудии «Родник» организовали первый в Тушинском районе в ДК «Красный Октябрь» вечер-концерт песен на стихи Н.М.Рубцова. И в начале 2001 года решили вести постоянную пропаганду творчества Поэта.
В мае 2001 года для подготовки экспозиции первого Московского Рубцовского Центра мы с поэтом-бардом Эрнестом Любенко приехали впервые на Вологодчину, в Тотьму, в село Никольское в мемориальный музей Н.М.Рубцова. тогда сделали множество фотографий, встретились с современниками Рубцова, даже забрались на лошадей из местной конюшни (по разрешению конюха). Тогда же мы узнали о Н.А.Старичковой, как авторе книги о Рубцове.
С Нинель Александровой Старичковой мы познакомились во время второй поездки, осенью, в двадцатых числах сентября 2001 года. Только что 19 сентября 2001 г. при нашем участии был открыт первый в Москве Рубцовский центр с экспозицией по творчеству Поэта.
Я привёз в Вологду авторскую книжку «Тайна гибели Николая Рубцова» (август 2001 г.), которую срочно написал, перелопатив за несколько месяцев массу изданий в Ленинской публичной библиотеке о Н.Рубцове и о личностях вокруг него, в том числе о Л.А.Дербиной (Грановской по первому мужу). Целью – было приблизиться к Истине.
Сдаю 30 экземпляров в Вологде, в книжный магазин на реализацию, а продавщица говорит: «Да вот только неделю назад приезжала Л.Дербина и передала книжку «Всё вещало нам грозную драму…». Смотрю - под название «Воспоминания о Рубцове» (подписано к печати 20.06. 2001 г.). Я, конечно, приобрёл книжицу. Случайно-неслучайно схлестнулись мнения.
В ту осеннюю поездку, уже после фестиваля «Рубцовская осень» мы встретились с Н.А.Старичковой.. Она жила с Н.Н.Александровым, в прошлом фотокорреспондентом вологодской газеты. Хозяйке я передал книгу «Тайна гибели Николая Рубцова». Мы сели за дружеским столом. Поговорили. Затем спели песни на стихи Рубцова. Н.А. понравилось наши исполнение и музыка. Она позвонила Алексею Сергеевичу Шилову – первому композитору и исполнителю песен на стихи Рубцова в Вологде, да и в России. Но не получилась встреча. Запись магнитофонную мы получили позднее от Шилова.
Осенью 2002 года мы поехали опять на Вологодчину. Билеты тогда стоили недорого, а на автобусах бесплатно, по пенсионным удостоверениям. После концертной поездки в Николу и Тотьму (библиотека им. Рубцова) мы вернулись в Вологду. И опять созвонились и встретились со Н.А.Старичковой. Во время застолья Н.Старичкова позвонила Алексею Сергеевичу Шилову и она нас представила. А.С.Шилов приехал. Мы с Э.Любенко спели несколько песен Рубцова. Шилов сказал: «Хорошо». А Старичкова сказала, что это «дорогого стоит». Есть фото, где А.С.Шилов слушает нас. В Вологду многие барды заезжали и попадали к Шилову. Он их просто высмеивал, т.к. Те пели то баллады, то под рок-ритмы, то оперные распевы. А у Рубцова тексты только под народные мелодичные композиции.
У Н.Старичкоой я сфотографировал иконы. Это фото было опубликовано в статье. На родине Рубцова. Газеты «Российский писатель» №№ , 2002 ????
В 2000 году частным лицом выпущено первое издание книги Н.А.Старичковой «Наедине с Рубцовым» (200 экз.). При написании 2-го издания «Тайна гибели Николая Рубцова» (2004 г.) я использовал множество фактов из этой книги (о Рыболовове, Дербиной, вологодских писателях) для прояснения мотивов гибели Поэта.
В 2007 году Н.А. мне пожаловалась, что её записи которые не берутся печатать местные газеты. Я предложил передать материалы мне в раздел конференций «Рубцовские чтения» альманаха «Звезда полей». Так появились в 2008 году статьи «Вокруг памятника и креста» и «Запрет правды», а в 2009 году «И роковое имя Таня…».
Каждый год, с 2001 по 2007годы, приезжая на мероприятия мы Эрнестом Любенко, Михаилом Ивановым посещали Нинель Александровну, её домашний музей Н.М.Рубцова, где хранились подлинные экспонаты (рубашка, сетка-авоська, расчёска, шарф, чашка). Мы дарили Н.А. Старичковой наши книги и цветные Календари по Рубцову. У неё образовался архив с записями песен, в том числе несколько наших дисков.
В 2007 году издана книга «Наедине с Рубцовым», в которую вошла подборка Старичковой «Черёмушкино диво», рецензия Н.М.Рубцова на эту подборку,4 фотографии Н.Рубцова. На странице от автора надпись: «Рубцовскому Центру в Москве от частного музея Николая Рубцова в Вологде», 4.09.07. Подпись.
В августе 2008 года её не стало. В сентябре того года мы с Э.Любенко побывали на могиле Старичковой. Мир Её душе!
Статья опубликована в альманахе «Звезда полей», 2019, Изд «Старт», г. Рязань,
Статья №1-2. Светлана Омельченко. Читальный зал им. Н.М.Рубцова
25 января 2013 года в Колледже состоялась презентация Читального зала имени русского поэта Николая Михайловича Рубцова. В презентации участвовали председатель НО «Рубцовский творческий союз» Ю.И. Кириенко-Малюгин, члены Правления союза Башилов А.М. и Кириенков В.К., победители ежегодно проводимых конкурсов «Звезда полей», художник Буяновский А.В., член союза писателей СССР Лада V. Одинцова, заведующая Рубцовским
96
читальным залом из г. Железнодорожный Волкова Н.А., препо-даватели и студенты колледжа. Звучали стихи, песни на стихи поэта. Их проникновенно исполнили дуэт Ю.Кириенко и В. Степановой, Кириенков В.К., а также студенты.
За год c открытия Читального зала им. Н.М. Рубцова было проведено 10 экскурсий для студентов с рассказом о жизни и творчестве поэта. Были показаны презентации, посвященные родине
Н.Рубцова – Вологодчине. Всего участвовало в этих экскурсиях около 240 студентов (в колледже 410 обучающихся).
Также были проведены три встречи студентов и преподавателей колледжа с Ю.И. Кириенко-Малюгиным, членом Союза писателей России, поэтом, музыкантом. Они прошли в теплой дружеской атмосфере поэзии и музыки, студенты ближе познакомились с биографией и творчеством Н.М.Рубцова.
В Читальном зале им. Н.М. Рубцова представлена экспозиция, рассказывающая о поэте: литературная карта «Дороги Николая Рубцова, портрет, выполненный в технике инкрустации художником Буяновским А.В., одиннадцать (с 2003 по 2011 г.г.) календарей в формате А3, посвященных Н.М.Рубцову. Несколько выпусков альманахов «Звезда полей», книги о творчестве Н.Рубцова, книги самого поэта, поделки, присланные на конкурс «Звезда полей», представленные в стендах-витринах.
В библиотеке колледжа при Читальном зале им. Н.М.Рубцова создан Совет по изучению и популяризации творчества Н.М. Рубцова.
Статья опубликована в альманахе «Звезда полей», 2014 г., Изд. НКО «Рубцовский трческий союз»
Статья №1-3. Владимир АНДРЕЕВ. О поэзии Веры Степановой
В статье «Свеча надежды» (Московский литератор», № 3, 2019) о книге «Среди священных колоколен» Владимир Андреев пишет:
«Разумно ли выделять из общей поэтической стихии поэзию женскую. Думается и да, и нет. Советские поэтессы Юлия Друнина, Ольга Берггольц, Маргарита Агашина ...стояли в общем ряду советских поэтов. А вот несколько ранее, скажем Каролина Павлова, Ектерина Бекетова, Зинаида Гиппиус, Мирра Лохвицкая и Анна Ахматова, в некоторой мере выделялись критиками в ряд поэзии женской...
Пришли ко мне такие мысли при чтении книги Веры Степановой.
Разделять наверно, не следует нашу поэзию на роды...Но существуют ведь Отец и Мать.
Ты снова выйди, матушка, из дома.
И на крыльце хоть чуточку постой,
Где от сирени сладкая истома,
Ведь мы теперь ровесники с тобой.
Строки написаны женщиной, матерью. И тут же «Свеча надежды» о малыше, стоящем в Церкви. Он в кулачке сжимет свечку и молится Иисусу Христу:
Ты вылечи больную маму,
Здоровья, радости пошли,
Прилежныи и послушным стану,
Ты только маму исцели.
Чистая душа ребёнка, целостная, вдруг тронутая реальностью — болезнь родной матири его потрясла...Он умоляет Спасителя...
В книге автор мечтает о счастье...
В полумраке музыка играет,
Радостью наполнена душа.
Счастье через зал ко мне шагает,
Лёгкою походкой, не спеша...
При свечах таинственного бала,
Я в глазах признание ищу.
Я сегодня счастье повстречала.
Ни за что его не отпущу!
Здесь женская сила и правда.
Писать стихи для детей — значит писать и мыслить самой неоскорблённой сущностью в человеке, в себе....
А какие звонкие, чёткие считалки! Дети обожают звонкие и точ-ные рифмы:
Чок, чок — пятачок.
Падарили мне сачок.
Чтобы сразу обновить,
Стал я бабочек ловить.
Сразу бабочка попалась
И лягушка, и сверчок!
Очень правильный подарок -
Замечательный сачок!
В стихах Веры Степановой подаёт голос детство, возникшее в её сущности, в её любви к детям, что и естественно. Их стремление к познанию мира:
А пока мне неизвестно,
Что такое облака.
И узнать бы интересно,
От кого бежит река.
Последние две строки, как детская заумь — хороши!
Все мы, поэты, в одной упряжке. Надо бы Вере Степановой детские стихи издать отдельной книжкой, красочной, но это вопрос экономический.
Владимир Андреев, заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей РФ.
Статья №1-4. Юрий КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. Чьи рисунки в записной книжке Николая Рубцова
В архиве у меня с 2004 года хранятся записные книжки Н.М.Рубцова, копии которых мне предоставили в Вологодском Рубцовском центре.
В файле ВГМ3 3718357 записной книжки имеется 11 копий страниц. В нумерациях от 00010001 до 00010004 и в 00010008 имеются разрозненные короткие записи – стихов и др. В нумерациях от 00010005 до 00010007 – стихи-автографы о жизни и видениях в пустыне Кара-Кум. Это жаркое лето 1954 года, когда Николай поехал подзаработать в Узбекистане по проекту «Голодная степь». Оба стихотворения написаны перьевой (!) ручкой или авторучкой (такие были времена).
В этой записной книжке под № 00010009 имеется автограф стихотворения «В минуты музыки», записанное шариковой ручкой и рядом на другой предыдущей странице стоит надпись: Рубцов. Автограф. 1966г.
Рис. 1. Автограф Н.Рубцова «В минуты музыки» (вариант)
В газете «Московский литератор», № 6, 2009 мной опубликована статья «Творческая мастерская Н.М.Рубцова. «В минуты музыки», где подробно рассматриваются все черновые варианты, в том числе:
75 ???
сообщается о строках: «Давно душа летать устала, За пищей в прошлые года». Это уже на грани житейской исповеди. Но поэт снял «за пищей в прошлые года». Стихотворение было доработано Н.М.Рубцовым уже на Алтае и опубликовано там 31.05.1966 г.
На следующих копиях страниц блокнота представлены два рисунка, сделанные явно детской рукой. Я давно предполагал, что автором рисунков является Елена Рубцова, дочь Поэта, и сейчас я хочу обосновать эту версию.
Рис. 2. Сельский домик с ломаной кривой с крыши. (00010010).
Этот рисунок был выполнен Леной Рубцовой скорее всего зимой, потому что нарисован синим («холодным» цветом) карандашом, а с крыши спускается дым, что бывает в безветренную погоду. Рисунок выполнен на сдвоенном центральном листе блокнота (верхняя страница для экономии места информации «обрезана» автором в программе «Работа с рисунками»). Скрепки (их проколы видны на рис.2), вероятно, были удалены при снятии копий (фотоработы).
Перед отъездом на Алтай Рубцов нашёл «старый» блокнот (1954 года) и вписал в него автограф нового стихотворения уже шариковой ручкой. В это время Н.Рубцов без стипендии, как заочник Литинститута, живёт на скудные заработки от авансов за публикации стихов, в основном, на Вологодчине и иногда в московских журналах. В Москве Рубцов не имел права жить в общежитии института. Рубцов уезжает на Алтай, получив командировку (на месяц как обычно) от журнала на написание очерков и стихотворений.
76
Считаю, что перед отъездом на длительное время на Алтай Н.Рубцов попросил дочь Лену нарисовать ему ещё картинку. Поэт любил свою дочь. Тому много свидетельств. И поэтических:
Привезу я дочке Лене
Из лесных даров
Медвежонка на колени
Кроме воза дров.
«По дрова», 1969 г. Прижизненный сборник «Душа хранит»
Рис. 3. Домик с танком, самолётом и воздушным шарами (00010011)
Рисунок выполнен на заднем отвороте внутренней обложки блокнота (место перегиба, а также контуры выступающих страниц блокнота виднеются). На рисунках представлен один и тот же домик с двумя идентичными окошками.
На рис. 3 - это начало весны, хотя дымок идёт из трубы, на земле танк, а на небе самолёт, оба - с пятиконечными звёздами. Воздушные шарики (одни прозрачные, другие затемнённые) летят и зовут на праздник. Рис. 3 выполнен красным и жёлтым карандашами. Всего двумя карандашами. Создаётся радостное настроение.
Учитывая, что в записной книжке Рубцов записал базовый вариант стихотворения «В минуты музыки» и рисунки дочери, можно считать, что Поэт взял этот блокнот в длительную поездку на Алтай.
77
На рис. 1 это почти «зимний» вид где ломания кривая ассоциируется с дымом опускающимся к земле )версия автора).
А Рубцов взял там аванс ещё весной 1965 года и ему надо срочно сссдать новый сборник к январю 1966 года. Содержание его свидетельствует о драматической ситуации в семье.
Сборник «Звезда полей» находится в издательстве «Советский писатель».
Рисунки выполнены всего в двух цветах Рис.1 Синий – для дома и коасны йдля дыма.
Рис. 1 на сдвоенном центральном листе блокнота (верзний странца для экономии места обрезана«обрезана» автором в программе «Работа с рисунками» скрепки вероятноудалены при снятии копий ??
Рис. 2 выполнен на заднем отвороте внутренней обложки блокнота (место перегиба а также контуры выступающих страниц блокнота виднеются )
Рис. 3. Автограф Н.Рубцова «В минуты музыки» (отсутствует одна строфа)
О стихотворении «В минуты музыки» мной опубликована статья ….. в газете «Московский литератор», №…, 200….где дана ссылка на отсутствие одной строфы в автографе Н.Рубцова.
Шариковой авторучкой «В минуты музыки» записано Рубцовым в том же блокноте шариковой ручкой и .
На Алтае Рубцов дописал с2В минуты музыки», добавив строфу.
Из книги Ю.Кириенко-Малюгина «Очевидное и невероятное», Изд «Старт», г. Рязань, 2019
Статья №1-5. Ольга КОРОТЕЕВА. Поездка в Находку к Геннадию Петровичу Фокину, другу и сослуживцу Рубцова.
18 июля. Утром в 8-30 пришли на назначенное место встречи – у банка. Когда я подошла, были уже Вера Гундарева (поэтесса), Людмила Повалихина (поэтесса), Женя, дочь Веры, за рулём. Подъехали Людмила Александровна Ламихина и Данилочкина Ирина, создатель и хозяйка озера лотосов, которое у неё хотят забрать, кому-то понадобилось это место. Сейчас идут суды.
Места у нас в Приморье наикрасивейшие! Летом особенно. Сопки округлые, покрытые лесом. Природа словно умылась, после дождя всё свежее и чистое. Мы слушаем песни на стихи Рубцова и общаемся. Ехать более 2 часов. Въехали в Находку, а дальше дороги никто не знает. Мы были несколько раз, но не запомнили дорогу, надеясь на водителей. Находка
84
растянулась на несколько км, как-то всё непонятно. А ведь не зря взяли благословение! Ира стала звонить своему знакомому Диме. Он нас встретил, сел за руль и повёз. По пути предложил заехать в храм, где, как оказалось, он служит дьяконом. Конечно, мы согласились с радостью. Дима облачился в свои одежды и провёл беседу по иконам храма. А храм чудесный! Мне очень нравится артёмовский, но этот, конечно, и больше, и красивее. Мы помолились. На выходе стоит огромный бак со святой водой и кружечками. Ещё и святой воды испили
Дима довёз нас к дому Геннадия Петровича. Когда мы позвонили в квартиру, Геннадий Петрович варил борщ, нас уже не ждал, думал, не приедем. Борщ выключили, жене позвонили, Фокина посадили в машину и поехали к нему на причал, в бухту Подосёнова.
Причал – это узкий, длинный лодочный гараж, разбитый на 3 комнатки – есть кухня, диванчик, письменный стол и записи на стене тех, кто побывал в гостях на причале Фокина. Много известных людей, в том числе Астафьев В.П. и его жена Корякина М.
Последняя комната выходит прямо в море. Есть небольшое место, где ставятся стол и скамейки для обеда. К сожалению, последний шторм раз-рушил часть причала, нанёс морскую траву. Трудно выйти купаться. Генна-дий Петрович огорчён и несколько раз повторил, что, может быть, мы при-ехали туда в последний раз – он плохо себя чувствует, ходит с палочкой, болят ноги. Накрыли стол, всю еду привезли с собой, купили по дороге. Много говорили, Геннадий Петрович вспоминал службу на Севере. Потом подъехала его супруга, Светлана Владимировна и сразу – в море! Она откры-вает купальный сезон в апреле, а заканчивает в ноябре. С.В. – врач и ангел-хранитель Геннадия Петровича. Он её очень любит, и, по-моему, побаи-вается. Опять вспомнили, что Рубцов писал Фокину в Находку и просил разрешения приехать. В наш первый приезд Геннадий Петрович сказал, что дал согласие, но Рубцов не приехал. А теперь Светлана В. говорит, что она не разрешила. Письмо потеряно. Геннадий Петрович недавно выпустил новую книгу «Бухта Подосёнова». Все мы получили такую книгу в подарок. Стали читать стих из неё. Наши поэтессы и свои стихи читали.
Время пролетело незаметно, пора собираться домой. Расставаться не хотелось… Сделали фото на память, довезли Фокиных домой, занесли им на 4-й этаж сумки, они нам помахали с балкона, и мы отправились в свой Артём. Геннадию Петровичу подарили: фильм «Светлая печаль», мою книжечку «По рубцовским местам», календарь красивый «Артём», красивую ложечку-сувенир «Владивосток» и 2 банки смородинового варенья. А дома у него увидели в отдельной рамке наши фотографии.
Беседа на причале с Фокиным. Он говорит тихо, рядом соседи навеселе, да море шумит. Записала, что смогла разобрать. Вот эта беседа.
Тост первый Зинаиды Ивановны: «Дорогой Геннадий Петрович! Ты –
85
представитель нашего русского слова, русской поэзии! Мы – настоящие русичи, патриоты! Выпьём за русскую поэзию и за нашу Россию!
Геннадий Петрович рассказывает: «Наш корабль перегоняли вокруг Скандинавии с Североморска в Балтийск на ремонт. Нас попросили остаться (вероятно, был дембель) и сопроводить корабль. Пришли в Балтийское море на нашу базу под Таллином. На 3-й день – дембель. Дней через 10-12 подали нам автобус, и на нём ехали 9 часов до Ленинграда. В Ленинграде сошёл Рубцов и ещё 4 матроса, которые там жили. Рубцов поехал на Кировский завод, уже списался с ними. Я там 3 дня погулял, потом поехал дальше, в Москву. Со мной ещё было 6 человек. Ещё 3 дня погуляли с ребятами, а дальше до Свердловска я ехал один. В Свердловске ко мне в вагон сели 2 моряка с Тихоокеанского флота. У меня (на бескозырке) – Северный флот, у них – Тихоокеанский. 5 суток ехали. Мы познакомились, они узнали мою фамилию: «А у нас командующий адмирал Фокин». Говорю: «Это мой дядя». Когда ребята-тихоокеанцы вышли, я поехал дальше. А в проездном у меня написано: «Находка». Утром смотрю – станция Находка. Поднялся, а мне говорят: «Дальше ехать надо, там главная станция». Но написано – поверил и выскочил. Пошёл пешком, по шпалам, тогда автобусы не ходили, как сейчас. По шпалам пешком до площади. Потом написал стихи:
Я долго шёл, я ехал долго.
Куда? И сам того не знал.
Среди долин и среди скал.
Я был ….. , лесорубом,
Рубил на шахте уголёк,
Но не искал я длинный рубль.
Вот так попал сюда. По шпалам.
Был в командировке на Колыме. В городе вывеска – «Редакция газеты «Колымская правда». Думаю, ничего себе, какая правда есть. Ну, зашёл туда. (Геннадий Петрович думал, что убийца Николая Рубцова там на Колыме отбывает наказание).
– Как попал на Ваш причал Тур Хейердал?
– Была встреча (наверное, где-то в клубе города, прим. О.К.). Спросил у переводчицы, кто это. Она ответила и добавила, что Тур Хейердал хочет где-нибудь отдохнуть. Предложил поехать на свой причал. Поехали, вон там на берегу, где сейчас пляж, расположились. За нами выехала пара машин КГБ-эшников. Ребята оказались нормальные, помогли накрыть стол, сами к нам присоединились. Всем понравилось.
Геннадий Петрович читает свои стихи:
86
Читайте Рубцова при любой погоде,
Пока его стихи по свету бродят.
Пока душа его Святая
На Святой Руси
Не истает…
Ходил в Полярку 3 месяца – Чукотка, Шмидт, Колыма, Певек. Пришёл однажды в отпуске к начальнику пароходства, Немчинов был, здесь вся деревня Немчиновка называется. Он спросил:
«Помполитом пойдёшь?» и я 2 года ходил в моря.
– В шторм попадали?
– Да, я там всё видел. Самая страшная качка в Баренцевом море в шторм, когда корабль болтается не слева направо, а вверх (и сердце поднимается вверх), потом вниз, и сердце вниз. Это самая страшная качка, многие не выдерживали.
О службе.
Все 4 года Рубцов был визирщиком, наверху служба проходила, а я внизу, ниже ватерлинии, в машине.
– Где встречались?
– В бане. Баня была вся отделана… Туда после вахты мы приходили, там встречались. Это было эскарповое, военное судно. У нас там были пушки, торпеды.
Выпускали на корабле рукописную газету длиной метров 10. Если бы всё это сохранилось, сейчас это были бы страницы истории.
Собирались в длинном коридоре. Например, усаживались вдоль стены чистить картошку, рядом стояли баки и туда чистили на 300 человек, не считая офицеров. И вот мы целую ночь сидим, и чистим, и рассказываем анекдоты, веселим друг друга…
Вопрос: «Компанейским человеком был Николай Михайлович?»
– Конечно! Он где-то там сидит, читает стих. Потом: - Эй, Фокин! (или Иванов), теперь ты читай!
– Встречались ли вы потом с сослуживцами?
– Нет, мы же не одноклассники, все из разных мест.
Светлана Петровна, жена Фокина, рассказывает, что когда Рубцов прислал письмо с просьбой приехать, она мужу не разрешила пригласить Н.Рубцова. Сами жили первый год, где-то у родственников.
Рассказывает, что командир корабля был цыган. Помог однажды Г.П.Фокину устранить неполадки в машинном отделении, сняв китель и закатав рукава белой рубашки.
– Однажды были ночные стрельбы. Учебные торпеды после выстрела торчком стояли в море с огоньком на концах. И их надо было собрать, чем-то зацепив. И вот идём ночью, большая волна,
87
все свободные от вахты на борту. Подошли к торпеде, но большая волна, командир вахтенный просит моряков прыгнуть в море зацепить торпеду. Коля Рубцов первый прыгнул, зацепил её крючком, и его вытащили вместе с торпедой.
Пробыли мы на причале до самого вечера, потом довезли Фокиных до дома, и наши замечательные водители повезли нас в Артём. Верну-лись домой, когда уже начинало темнеть. У всех было замечательное настроение от встречи, моря и чудесной природы нашего Приморья.