Эволюция национального мировоззрения С.А.Есенина после 1917 года.

Несказанное. Синее. Нежное.
Тих мой край после бурь, после гроз.
И душа моя – поле безбрежное,
Дышит запахом мёда и роз.

На первый взгляд, создаётся впечатление, что «тихий» лирик наслаждается необыкновенной русской природой. Но стихотворение написано в начале 1925 года, когда Есенин уже не колебался в понимании «куда влечёт нас рок событий» в России. Наступила относительная тишина. Есенин в первой строке рисует безоблачную картину. Во второй строке, казалось бы, на втором плане ушедшая буря. Читается подтекст – окончилась братоубийственная война. Поэт в родной стороне размышляет:
Я утих. Годы сделали дело,
Но того, что прошло не кляну,
Словно тройка коней оголтелая
Прокатилась во всю страну.

Ничего случайного у Есенина нет. Что это за тройка коней, да ещё «оголтелая» прокатилась, представьте себе, во всю страну? То-есть, от западных границ и до Дальнего востока. И от Мурманска и до Крыма и Кавказа. И какой след оставила эта тройка-тачанка в России?
Участие России в первой мировой войне с августа 1914 года было обусловлено необходимостью защитить православную Сербию от агрессии со стороны католической Австро-Венгрии, которая выставила наглый ультиматум суверенному государству. По сути, эта война началась, как религиозная, в которой участие России было оправданным. И почти все сословия были на патриотическом подъеме. Кроме, естественно, скрытых и явных врагов православной России. Эти авантюристы-революционеры, умело играли на социальных противоречиях и подогревали страсти, желали поражения или ослабления России, а значит и русского народа.
А правящая элита царской России не смогла дать достоверный критический анализ ситуации и не могла выиграть войну по следующим причинам:
– Неспособность организации военных операций и дезорганизация снабжения армии (из-за головотяпства и предательства), о чём писал Николай Второй. Это и обусловило затяжной характер войны (более 2-х лет для русских солдат в окопах) без видимого её окончания.
– Социально-мировоззренческий разрыв в российской армии между командирами среднего звена (в основном, дворянством) и солдатами (в основном, крестьянами). Дворянство было оторвано от народной культуры и быта, многие исповедовали чуждую духовную культуру и рассматривали единокровное крестьянство как низшую расу. Это вызывало скрытый и открытый протест народа. Вот что Есенин писал в стихотворении «Мой путь» (март 1925):

Россия…Царщина…
Тоска…
И снисходительность дворянства.
Ну что ж!
Так принимай, Москва,
Отчаянное хулиганство.

– Новой духовной элитой России становилась разнородная по пониманию путей разрешения социальных и мировоззренческих противоречий салонная и левацкая интеллигенция.
– Нерешённость земельного вопроса в России в пользу крестьян.
Народные массы видели социальную несправедливость. Семьи разрывались из-за нехватки средств выживания и необходимости выезда в города на заработки. Есенин писал в поэме «Гуляй-поле» (1922):

Народ стонал, и в эту жуть
Страна ждала кого-нибудь.

Руководители Государственной думы (Родзянко, князь Львов и др.) организовали отречение Николая Второго от престола. Народным массам казалось, что получена свобода. Но Временное правительство объявило войну до победного конца в условиях нерешённого вопроса о земле. И поэтому было обречено. Есенин сказал: « …был первый в стране дезертир». Солдаты массово возвращались в деревни. («Под неразбериху февральской революции германское руководство прислало в Россию два вагона отпетых революционеров, которые организовали из заумной интеллигенции, леваков разных мастей и рабочих-активистов колонну для захвата власти. В общество был брошен лозунг: «Свобода, равенство и братство», абзац изъят редакторами, прим. автора).
Большевики умело сыграли на чувствах русской крестьянской массы. В поэме «Анна Снегина» (январь 1925 г.) Есенин пишет о событиях в селе, о требовании Прона Оглоблина к помещице по земле: «Отдай!». На вопрос криушан «отойдут ли крестьянам без выкупа пашни господ?» поэт отвечает:

И каждый с улыбкой угрюмой
Смотрел мне в лицо и в глаза,
А я, отягчённый думой,
Не мог ничего сказать.
Дрожали, качались ступени,
Но помню
Под звон головы:
«Скажи,
Кто такое Ленин?»
Я тихо ответил:
«Он – вы».

(«Мудрый-премудрый ответ даёт поэт. Это какие же крестьяне, которые такие, как Ленин?», абзац изъят редакторами, прим. автора). Перед этим фрагментом в поэме Есенин характеризует крестьян из Криуши и из Радово, как «горластый мужицкий сброд». Местный крестьянский совет и коммуну организуют уголовник Прон Оглоблин и пьянь Лабутя. А поэт говорит устами русской женщины:

Сплошные мужицкие войны –
Дерутся селом на село.
………………………………..
А всё это значит безвластье,
Прогнали царя …
Так вот…
Посыпались все напасти
На наш неразумный народ.

Русские крестьяне после реализации «Декрета о земле» считали, что их проблема в революции решена. Есенин, как крестьянский сын, принял октябрьский переворот, как народную революцию. Это было заблуждение. Пока крестьяне занимались дележом земельных угодий, пламенные революционеры (Ленин, Троцкий, Свердлов и др.) решали свои задачи:
– Уничтожение царской семьи, как возможных законных наследников российской Державы, и дворянства – элиты царской России.
– Уничтожение православия (и религии вообще), как базовой идеологии, регулирующей оптимальные взаимоотношения в семье и обществе.
– Тотальная борьба с мифическим великодержавным русским шовинизмом, что вело к стравливанию наций в России, моральному унижению и непрерывному уничтожению русского народа.
– Внедрение революционной космополитической идеологии новой правящей элитой в русское общество тоталитарными методами.
Отделение церкви от государства, проведённое большевиками первой формации – это начальный этап развала православной крепкой семьи и российской державы. Последовавшее разрушение храмов, физические уничтожение дворянства и священников и дискредитация учения Христа – основные направления политики Ленина-Троцкого. Действия новой элиты под лозунгом «Земля – крестьянам» и неспособность старой элиты отказаться от привилегий по земле привели к гражданской войне. Есенин пишет в поэме «Гуляй-поле» (1922):

Уж сколько лет наш тихий быт
Утратил мирные глаголы.
Как оспой, ямами копыт
Изрыты пастбища и долы.
………………………………
Всё спуталось…
Но понял взор:
Страну родную в край из края,
Огнём и саблями сверкая,
Междоусобный рвёт раздор.

В разгар гражданской войны (1918-1920) руководство белым движением совершило грубую политическую ошибку, вызвав на помощь войска союзников по Первой мировой войне. Войска Антанты высадились на территории России (Одесса, Мурманск), а затем японцы на Дальнем Востоке. Украинские националисты пригласили германские войска. Надо знать менталитет русского народа: иностранные войска в России – это оккупанты. Поэтому русские крестьяне и рабочие повально вступали в ряды Красной Армии. Крестьянские повстанческие отряды Махно выступили в союзе с большевиками. И белое движение было обречено. В России никогда не допустят к власти никакую элиту на штыках интервентов.
Большевики ввели военный коммунизм, продразвёрсткой обложили всех крестьян, изымали семенной фонд. В сёлах возник голод и вспыхивали восстания. Командарм Тухачевский применил против русских крестьян расстрелы. Но народ вынудил власть изменить политику и был введён нэп: продовольственный налог на крестьян и свобода частной торговли. Есенин возвращается на время в село и заявляет:

К чёрту я снимаю свой костюм английский.
Что же, дайте косу, я вам покажу –
Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,
Памятью деревни я ль не дорожу?
(Я иду долиной, на затылке кепи…)

Политическая ситуация с 1917 по 1925 г.г. менялась непрерывно. Но идея мировой революции под лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» являлась главной целью высшего руководства при Ленине (председатель Совнаркома) и при Троцком (главкоме). Поэтому в декабре 1922 года, после гражданской войны, был создан Союз Советских Социалистических республик с заложенной до времени миной «самоопределения наций вплоть до отделения». Была ликвидирована (космополитами) тысячелетняя Россия и (титульный) русский народ потерял вековую государственную идентификацию.
Есенин в духовном плане метался между поддержкой идей социальной ломки общества, декларированной для толпы ленинско-троцкистской гвардией, и русскими национальными традициями. Имажинизм, объявленный Есениным со товарищи, заявил о главенстве образа в поэзии. При этом в стороне оставалась идейная позиция поэта: с кем он? С народом или с идеями утопистов? Есенин ушёл от аполитичного имажинизма, потому что ценил национальный характер русского человека, древний уклад и самобытную культуру. Футуристы и другие представители левацкие искусства выступали в России как разрушители традиционной культуры, на практике с маузером за пазухой и в стихах вели городскую толпу в абстрактное будущее – мировой коммунизм. («Маяковский – основатель русскоязычных ритмических конструкций выступал как пропагандист космополитической идеологии. Но это была не поэзия. Это были рифмованные лозунги. Есенин писал: «…он (логически по тексту – Е.Замятин)...хвалит там Маяковского, лишённого всякого чутья слова. У него ведь почти ни одной нет рифмы с русским лицом, это помесь негра с малоросской…», изъято редакторами, прим. автора)
Революционеры заигрывали с бедным крестьянством, называя его одним из передовых классов общества. А Есенин отмечал главное в селе:

Но у каждого хата гнилая,
А в хате ухваты да печь.
(«Анна Снегина»)

Известные идеи Ленина и Троцкого об опасности великодержавного шовинизма являлись ложными («и провокационными», изъято редакторами, прим. автора). Доверчивый русский народ обманули, сыграв на нерешённом тогда земельном вопросе. Не было в России угнетения условно малых народов великим русским народом, не было «тюрьмы народов». В царской России сначала на новые земли шло Православие, а потом уже представители власти. Грамотность, мораль и просвещение несли малым народам русские православные миссионеры. И Есенин к 1922 г. понимал всё происходящее в России, когда писал:

Не злодей я и не грабил лесом,
Не расстреливал несчастных по темницам.
Я всего лишь уличный повеса,
Улыбающийся встречным лицам.
(Я обманывать себя не стану…»)

Легкий юмор, самоирония сквозят в этих стихах Есенина. А некоторые пламенные критики по своему желанию и мышлению понимали эти слова буквально. Не замечая главного: «Не расстреливал несчастных по темницам». Есенин, наверняка, знал о расстреле в Екатеринбурге. («По существу, самолюбивый Ленин мстил за казнь брата, который был, террористом. Ленин, Троцкий и Свердлов – духовные организаторы этого расстрела без суда», изъято редакторами, прим. автора). Николай Второй был уже не царь, а гражданин России, он отказался от престола добровольно.
(«Объявляя о мировой революции, русофоб-революционер Троцкий заявил: «Мы задерём подол матушке России», изъято редакторами, прим. автора). Прожив много времени в эмиграции, и Ленин, и Троцкий не могли не знать, что революция сытых западных рабочих, да ещё в условиях господства меркантильной идеологии невозможна. Есенин уже за полгода пребывания в Западной Европе разобрался в психологии местной публики, когда писал в 1922 г.:
«Германия? Об этом поговорим после, когда увидимся, но жизнь не здесь, а у нас. Здесь действительно медленный грустный закат… Никакой революции здесь быть не может. Всё зашло в тупик». И ещё от Есенина: «Что сказать мне об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет, здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока ещё не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде Господин доллар, а на искусство начихать – самое высшее мюзик-холл».
Есенин в подтекстах писал о событиях и своём отношении к ним. Его откровения типа «В советской стороне, был самый яростный попутчик» понимали его друзья. Недруги не хотели принимать протест поэта против антинародной политики; исповеди и поведение поэта трактовали как бытовое хулиганство. А в родном селе поэта считали своим.
У большевиков не было программы для России («Декрет о земле» они взяли у эсеров). Ленин прямо говорил: «Главное – взять власть, а потом посмотрим». Но у России были другие задачи. Например, Менделеев писал о необходимости занятости непрерывно растущего населения. В России после отмены крепостного права был буквально демографический взрыв. С 1863 года по 1913 год население выросло с 63 млн. до 146 млн. человек. В семьях было от пяти до десяти детей (сколько Бог дал!). Будущее освоение земель в России было бы обеспечено. В начале XX в. реформатор Столыпин организовал массовое переселение русских и украинцев в Сибирь. Решение проблемы развития территорий России было остановлено террористами (убийство Столыпина), политической демагогией, организацией переворотов («и путём стравливания единокровного славянского населения. А каждая русская женщина делала главное: рожала и воспитывала детей. А залётный задиратель подолов Троцкий стал Председателем Реввоенсовета и рвался возглавить руководство СССР», изъято редакторами, прим. автора).
С 1924 г. после возвращения на Родину, поездок в Константиново и на Кавказ Есенин вышел на новый уровень творчества, отказываясь от кабацких тем и поэтических экспериментов. В письме к Г.Бениславской от 20 декабря 1924 г. поэт говорит: «Я чувствую себя просветлённым, не надо мне этой глупой шумливой славы, не надо построчного успеха. Я понял, что такое поэзия. Не говорите мне необдуманных слов, что я перестал отделывать стихи. Вовсе нет. Наоборот, я сейчас к форме стал ещё более требователен. Только я пришёл к простоте и спокойно говорю: «К чему же? Ведь и так мы голы. Отныне в рифмы буду брать глаголы». Путь мой, конечно, сейчас очень извилист. Но это прорыв. Вспомните, Галя, я ведь почти два года ничего не писал, когда был за границей».
В стихотворении «Мой путь» (март 1925) Есенин сопоставляет свою биографию с биографией страны и поэтизирует духовную атмосферу православной крестьянской избы:

Изба крестьянская,
Хомутный запах дёгтя,
Божница старая,
Лампады кроткий свет.
Как хорошо,
Что я сберёг те
Все ощущенья детских лет.

В одном из ключевых стихотворений позднего периода «Несказанное, синее, нежное…» (апрель 1925) Есенин, оценивая события в России, разоблачает политику большевиков первой формации. Причём делает это осторожно. Страна в разрухе. Миллионы жертв принесены. А во имя чего? И вот Есенин (не будучи политологом!) пишет:

Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.
………………………………………………………
Разберёмся во всём, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.

Тема прощения – это тема православная. Фактически Есенин возвращается к своим мировоззренческим истокам, но уже на другом уровне поэтического мастерства.
В поэме «Чёрный человек» (ноябрь 1925) Есенин, раскрывая понимание прошедшего и как бы глядя в зеркало, пишет: «Этот человек проживал в стране самых отвратительных громил и шарлатанов».
Конечно, Троцкий и его друзья из ЧК, обладая полнотой власти с середины 1922 г. из-за болезни Ленина, не могли не заметить поворота в мировоззрении и поэзии Есенина. Но если большинство народа трудилось на полях ожидаемой новой жизни, то «друзья народа» учили маузерами и винтовками несогласных с химерами. А в стихотворении «Мелколесье, степь и дали…» (октябрь 1925) Есенин заявляет:

Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти берёзке каждой
Ножку рад поцеловать.
Как же мне не прослезиться,
Если с венкой в стынь и звень
Будет рядом веселиться
Юность русских деревень.

Надеется Есенин за два месяца до гибели на рассвет новой русской деревни. А пока что приходиться поэту бежать из Москвы.
(«Начиная с 1917 года, русский народ подвергся тотальному воздействию (о чём скрытно и прямо писал Есенин). Это явление можно характеризовать как духовный и физический геноцид. Развал семьи, беспризорные русские дети, разгул свободы, введение абортов – убийства русских детей в зародыше, грубый материализм, замена подлинных национальных ценностей зарубежными – вот далеко неполный букет космополитических «ценностей», ввезённых в Россию залётными революционерами», изъято редакторами, прим. автора).
Первый отказ от идей мировой революции (победа над троцкизмом) и поворот к коренным преобразованиям в сельском хозяйстве и в промышленности в условиях ожидаемой агрессии с Запада был обоснован и стал реализовываться большевиками второй формации во главе со Сталиным с 1928 года. Но это уже другие песни и поэты, беды и победы.
И русская национальная идея как результат изучения творчества Есенина и современных тенденций в России представляется как полномасштабная государственная поддержка семьи, восстановление национальной русской культуры как основы духовного возрождения, обеспечение национальной демографической безопасности России, введение православной культуры в программы русских школ и в жизнь общества, обеспечение моральных норм поведения в общении граждан многонациональной России. Реализация русской национальной идеи не противоречит интересам других наций, являясь основой поддержания стабильности многонациональной России.

Опубликовано в издании «Наследие Есенина и русская национальная идея: современный взгляд»; Материалы Международной научной конференции, Москва – Рязань – Константиново, 2005