Валентина Строгова. О православной поэзии

В этой статье попытаюсь сформулировать свое представление о православной поэзии. В начале расшифруем само название. Словарь русского языка С. И. Ожегова (М., 1984) представляет нам «православие» как «христианское вероучение», а «поэзию» как «словесное художественное творчество, произведение, написанное стихами».

Словарь русского языка под редакцией В. В. Розанова (М., 1959) добавляет: «православие» – «официальная религия в царской России…», «поэзия» – «искусство образного выражения мысли в слове; совокупность стихотворных произведений какого-либо народа, эпохи, общественной группы и т.п.; что-либо прекрасное, возвышенное, глубоко воздействующее на чувства и воображение…» По-гречески «православие» - «ортодокс» - переводится как «прямое непосредственное прославление Бога»
Таким образом, можно сформулировать понятие «православная поэзия» как «совокупность стихотворных произведений последователей православного вероучения, которые посредством возвышенного искусства образного выражения мысли в слове, прославляют Бога, глубоко воздействуя на чувства и воображение читателей…»
Но если поэт считает себя православным человеком, то это ещë не значит, что он пишет православные стихи. Не всегда «считать» значит «быть». Вспомните, как иконописец готовится к написанию иконы: здесь обязательны благословение священника, пост, молитва. Чем же отличается поэт, который берется писать строки о Боге? Отношение к Слову должно быть не менее бережным, чем к иконе. Тем более в русском языке, в котором икона еще называется «образом».
Главное, что отличает православную поэзию от всякой другой – это духовность. Вопрос о духовности поэзии на сегодняшний день является насущным. И хотя за последнее время технический уровень поэзии вырос, уровень духовный значительно упал: написано множество пустых, бездарных или, попросту, пошлых стихов, где о высокой поэзии и говорить не приходится.
Вообще поэзия не должна быть бездуховной, т.к. она, как мы уже выяснили, призвана возвышать чувства человека. А «образное выражение мысли в слове» есть ни что иное, как Славословие Господу, иконографическое, Божественное выражение мысли в слове, т.к. человек создан по Образу и Подобию Божию. Будучи Творцом, Господь завещал нам брать с Него пример в делании добрых дел во Славу Божию.
Отсюда становится понятен огромный смысл, заложенный в слове «образование» – создавать по образу и подобию Божию. Наше народное образование изначально призвано воспитывать… веруюших в Бога людей! А там до сих пор ведут дебаты по поводу возможности введения в школах предмета «Основы православной культуры»… (В. Ирзабеков, Тайна русского слова)
Исходя из этого поэты, владеющие искусством образного выражения мысли, просто не могут быть неверующими, ведь они – творцы, как сам Всевышний! Следовательно, поэты, которым чуждо Имя Божие, являются псевдо-поэтами. Думаю, что вы с таковыми встречались. Их много и среди моих знакомых. Один из них, пролистав очередной выпуск альманаха православной поэзии «Когда я смотрю на небо» (Рязань, 2008) с пренебрежением швырнул книгу на пол со словами: «Тут все о Боге!..» Он даже и не подозревал, что этими словами он себе, как поэту, подписал смертный приговор.
Для того, чтобы создавать произведения о Боге и Божественном, поэту необходимы знания по предмету, который называется Закон Божий. Это минимум, с которого начинается познание Истины, а сам процесс познания – бесконечен. Вот уж действительно: «век живи – век учись…»
Мне известно много примеров, когда верующие, регулярно посещавшие храм, вдруг начинали писать стихи православной тематики на приличном уровне, не имея элементарного представления о стихосложении. Со временем они знакомились с практикой стихосложения, и вместе с духовным ростом рос и технический уровень их поэзии, ведь с Богом – все возможно.
Те, кто писал раньше только лирические стихи, стали писать стихи духовного содержания. Многие из этих авторов стали участниками ежегодного альманаха православной поэзии «Когда я смотрю на небо», который мы выпускаем в Рязани и который получил признание читателей. Среди них – самодеятельные авторы более чем из 10 областей России. Это Анна Терехина-Мертешева, Надежда Матросова, Владимир Виноградский, Валерий Крючков, Александр Семенов, Татьяна Горелова, Денис Сидоренко, Екатерина Щурова, Андрей Башкарев, Олег Проталин, Юрий Красноперов, Эрнест Любенко и многие другие.
Но вернемся к духовности. Обращаю внимание на тот факт, что духовность может быть с разными знаками. Об этом писал еще Г. Дьяченко в своем богословском труде «О духовности». Как существует Добро и зло, Ангелы и злые духи, так и духовность поэзии может быть или от Святого Духа, или от лукавого. При этом очень важно, носителем какой духовности является автор…
У многих поэтов главной темой творчества являются отношения не Бог – человек, а человек – человек. Причем себя автор ставит во главу угла, а поэзию низводит к своему отношению с другим человеком, который, по его мнению, хуже его самого. Здесь уместно вспомнить русскую пословицу про «соломинку в чужом глазу». А если заглянуть внутрь себя? Вот тогда-то у поэта и возникают те переживания, которые трогают душу самого автора, а значит, и его читателей. Темы покаяния и всепрощения, любви к ближнему, осознания своего ничтожества перед Всевышним – главные в православной поэзии.
Для меня интересна также тема проявления Божественного в природе. Ведь церковные праздники в православном календаре тесно связаны с определенными явлениями в природе, что тоже находит отражение в православной поэзии. Много ярких страниц на эту тему мы находим в поэзии С. Есенина и Н. Рубцова.
Говоря о православной поэзии, нельзя не сказать о том, что не свойственно православной поэзии. За годы советской власти и в постперестроечный период в жизни нашей страны было много отрицательного. Эти проявления стали «добычей» многих поэтов. Стихотворная «критика снизу доверху» наводнила газеты и журналы, вызывая чувства озлобления и уныния (забыли, видно, что «получаем то, что заслужили»).
Таким авторам хочется напомнить, что самый жизнерадостный акафист Слава Богу за всë! был написан в концлагере священником перед смертной казнью… Комментарии, как говорится, излишни.
И конечно, к самым ярким страницам православной поэзии можно отнести само Слово Божие, записанное в Евангелии, молитвах, акафистах, Псалтири, Священном Писании, трудах святых отцов. Читая и изучая их, человек растет духовно, становится ближе к Богу и, как результат, сам начинает приобщаться к возвышенной Божественной поэзии.
Хотелось бы остановиться на влиянии поэтического слова на слушателя на публичном выступлении. Если после такого творческого вечера вам хочется бросить все и идти штурмом на баррикады – это не православная поэзия. Если мысли «какой голос!», «какой артистизм!» затмевают содержание прочитанного – это не православная поэзия. Если вы весь вечер обливались слезами жалости к себе или, наоборот, погрузились в уныние – это тоже не православная поэзия.
Только когда ваша душа наполняется светлой радостью от услышанного – это действительно православная поэзия. И дело даже не в том, были ли там библейские термины. У многих поэтов нет ни слова о Боге, но их стихи смело можно назвать православными и по состоянию души, и по содержанию. Таких примеров в русской литературе много.
Но есть, к сожалению, и другие примеры. В Рязани в самом большом книжном магазине «Барс» я натолкнулась на красивое издание с золотым тиснением на твердой обложке: «Матерные стихи русских поэтов». Здесь был представлен весь цвет русской поэзии в самом неприглядном виде. Молодая заведующая магазином, сама бывший библиотекарь, выступая 28 октября 2008 года на проходившем в Рязани Всероссийском фестивале детской литературы «Книги, зовущие в детство», рекламировала новые поступления в сети книжных магазинов города, ратуя за то, чтобы дети читали книги. Когда же ей был задан вопрос о вышеупомянутом сборнике, она спокойно ответила, что такой сборник действительно есть в продаже, т.к. «магазин обязан и будет продавать всë, что издается в стране!..»
К чему тогда разговоры про заботу о подрастающем поколении? Хорошо, когда ребенок умеет читать, но ещë важнее, что читать! И какое представление о русской литературе будет у него, если он начнет знакомство с ней по «отбросам»? И как потом учитель или библиотекарь сможет его переубедить? И о каком патриотизме тогда может идти речь? Можно только сегодня посетовать на отсутствие цензуры…
Здесь несколько слов хочется сказать о невозможности участия поэтов с православным мировоззрением в мирских поэтических альманахах. Во-первых, не стоит «метать бисер перед свиньями…», все равно не поймут, как тот псевдо-поэт. Во-вторых, не благославляется ставить тексты о Боге рядом, например, с «матерными» стихами, которые, к сожалению, последнее время стали издаваться открыто.
Так, познакомившись в 2008 году с молодыми редакторами альманаха «Парадоксы творчества», я предложила внести в этот альманах новую рубрику «Когда я смотрю на небо», чтобы там могли печататься стихи православной тематики. Предложение было принято. Но каково же было мое удивление, когда в следующем номере рядом с православным стихотворением было опубликовано…богохульное «творение» молодого автора, у которого слово «Пасха» рифмовалось с насмешкой «ха-ха»! Когда же редактору было указано на недоразумение, то последовал ответ, что «взгляд на религию может быть разным…» Нельзя не согласиться. Но в следующем номере православные стихи уже соседствовали с «матерными» стихами новоявленного «поэта» из Москвы – откровенной «нецензурщиной» без всяких многоточий! На возмущение авторов последовал ответ, что «будут печататься все стихи, которые им присылают, лишь бы платили деньги…»
Да, хороших редакторов готовит сегодня литинститут, нечего сказать!.. Тем более обидно, что современные технологии позволяют размещать эти издания в Интернете, размножая рассаду бескультурья, превращая Интернет в большую отстойную яму… Поэтому уважающим себя и отечественную литературу православным авторам приходится издавать свой поэтический альманах, чтобы «отделить зëрна от плевел», хотя это и сопряжено с определенными материальными трудностями.
Еще хотелось бы поговорить о фестивалях православной песни и поэзии, которые проводятся в разных городах России и Ближнего Зарубежья последнее десятилетие. Мне и моим ученикам неоднократно приходилось в них участвовать, много раз мы становились лауреатами городских, всероссийских и международных фестивалей православно-патриотической авторской песни и поэзии. Мы сами стали проводить аналогичные фестивали «Зимний сад» и «Вера. Надежда. Любовь» на родине С. Есенина в селе Константиново Рязанской области.
Было много интересных встреч и знакомств на таких форумах. Но не обходилось и без «ложки дегтя». Так, на фестивале православной авторской песни и поэзии «Серебряная псалтирь-2006» в городе Дубне прозвучала песня о Родине на стихи поэта из Мурманска Николая. Колычева, который был в жюри этого фестиваля. Песню исполнил автор музыки, рок-музыкант из Москвы Стас Бартенев, получивший за исполнение своих песен звание лауреата.
Казалось бы, что тут особенного? Но у зрителей эта песня вызвала недоумение, что мягко сказано. Потом были дебаты по поводу песни, а в дальнейшем и конфликт с организаторами фестиваля.
Дело в том, что Н. Колычев, член Союза писателей России, в своем стихотворении показал Россию в образе… пьяницы и проститутки, которая «пьяней вина.., растрепанная, спившаяся, с карачек поднимаясь.., кряхтит, хрипит отборной матершиной.., лицо в соплях, а рукава – в грязи с мочою и блевотой.., глядела обалдело без разума, без чувства, без души… досадуя на то, что надо жить…» Как же надо ненавидеть свою родину, чтобы так еë оскорблять, представляя в таком виде? А в конце песни звучит циничное: «…Когда бы мы Россию ТАК любили, тогда бы мы смогли её поднять!..» Начинается же песня словами: «Что с нами будет дальше?.. Страшнее смерти – жить!..» Это ли размышления православного поэта?..
    Зрители сразу почувствовали здесь подвох. Но организаторы фестиваля отчаянно защищали автора стихов: «Прочтите непредвзято, ведь такие стихи без слёз читать нельзя, они кровью написаны… Нельзя не видеть в стихах Колычева искреннюю и глубокую любовь к России. Недаром многие почитатели его таланта, люди в литературе не случайные, сравнивают Колычева с Рубцовым… Надо быть всё же более терпимыми и снисходительными к ошибкам и неудачам…»
    Это высказывание было передано в Рубцовский творческий союз и его председатель Ю.И. Кириенко-Малюгин написал ответ (печатается в сокращении). «Поэт Н. Колычев был у нас в Рубцовском центре года три назад, передавал стихи на наш ежегодный Рубцовский конкурс "Звезда полей". Но из-за низкого уровня  поэзии, отсутствия художественности и логического построения стиха по решению жюри он не прошёл в лауреаты и даже не был отмечен грамотой, хотя мы и знали, что Н. Колычев – член СП России…
У нас первый критерий – духовность. Поэт призван нести Свет и надежду читателю и слушателю. Заявки его адвокатов о том, что Колычев в поэзии является последователем Рубцова – не серьёзны. По поводу беспринципной по тексту песни Николая Колычева о России хочу сказать, что это… непонимание русской души, пессимистический бред или провокация, если она звучала на православном фестивале… Отмечать как лауреата фестиваля "Серебряный псалтирь", такой текст и рок-исполнителя песен на русском языке (проводника инородной культуры) – недопустимо. Это на совести организаторов, поскольку заявлен православный фестиваль,  который и должен быть в традициях народной духовной культуры. И состав жюри должен отвечать этим требованиям…»
Организатор фестиваля Елена Злобина постаралась сгладить ситуацию, написав, «…что все люди находятся на разном уровне духовного развития, и может быть поэтому, одна и та же песня или стихотворение одному кажется православным, а другому нет…» Думаю, что зрители фестиваля оказались в данном случае на более высоком духовном уровне, чем жюри. Хотелось, чтобы этот случай послужил всем хорошим уроком на будущее и призвал авторов осторожнее обращаться со словом.
Фестивали православно-патриотической авторской песни и поэзии призваны ПРАВИЛЬНО СЛАВИТЬ БОГА, а исполнители песен и стихов должны нести Свет и Слово Божие людям. Таково мое мнение. На этом пока ставлю точку. Время рассудит…
P.S. Статья представлена на конференцию «Рубцовские чтения – Москва 2009». Валентина Строгова (г.Рязань), автор-исполнитель, член Российского союза профессиональных литераторов, лауреат  музыкально-поэтических фестивалей и конкурсов