Владислав Киреенков (Москва). О музыкальности поэзии Николая Рубцова

Поэзия и музыка. Музыка и поэзия.

    Задумывались ли великие русские поэты о том, как звучат их стихи? В душе – да! Ибо мелодия стиха в сердце настоящего поэта всегда созвучна его настроению и переживаниям.
    Выдающийся музыкант и дирижёр Леопольд Стокольский писал об этом так: «Музыкант должен быть поэтом, а поэт музыкантом. Все искусства черпают своё вдохновение и жизненные силы из одних и тех же источников. Что это за источники? С моей точки зрения, это всепоглощающее ощущение поэзии жизни – страстной любви к прекрасному, таинственному, поэтическому, к величию природы, к людям, ко всему, что волнует нас и занимает наше воображение».
    Когда поэзия достигает наивысшей красоты, она становится музыкой. Я думаю, что безумно были счастливы те поэты, которые в своём творчестве интуитивно чувствовали прикосновение волшебства идущего из глубины души музыкального ритмического настроения. Именно это в сочетании с окружающей нас поэзией жизни вдохновляло на создание неповторимых поэтических образов. 
     Итак, Поэзия, Музыка и Душа Поэта. Всё воедино связано. Можно привести множество прекрасных образцов такого слияния в русской поэзии.
     Не обошла этой божественной участи и судьба нашего великого русского поэта XX века – Николая Рубцова. Поэта, который  всем своим творчеством доказал, что любовь к Родине, её неповторимому природному многообразию, стремление к чистоте человеческих отношений и переживание за судьбу России всегда было источником его вдохновения. 
     Николай Рубцов, приезжая в село Никольское или к друзьям на Вологодчине, часто брал в руки гармошку. Вероятно, задумывался: «А почему эта простая музыка так меня влечёт? Наверное, в крови русского человека заложены поэзия, природа, затаённые и необъяснимые чувства, переживания». И вот уже через какое-то время и стихи льются как музыка и записываются на скромные листочки.
     Примеры подражания?  – Никогда! Примеры вдохновения? Да, ради Бога! У Николая Рубцова были свои любимые поэты, сборники которых он часто имел при себе, куда бы он ни переезжал. А ведь поэт учился в Литературном институте и прекрасно знал антологию русской и иностранной поэзии. 
    Известно, что Рубцов играл на гитаре. Поэт любил этот инструмент за его доступность, играл в кругу своих друзей (есть вологодская фотография). Ну как же обойтись без музыки, когда просит Душа? Стихи и музыка – это уже песня. А песня самый доходчивый способ передать глубину поэзии.
    Стихи и музыку многое объединяет. Музыкальное понятие метра (размера), то есть равномерное чередование сильных и слабых долей времени в музыке, близко к значению того же слова в поэзии. Ударения в стихотворной речи располагаются
в определённом порядке, в определённом сочетании, и это тоже называется метром или размером.
   Николай Рубцов, наверняка, знал, что вся история развития русской песни и романса по самой природе основана на национальной поэзии. И в своём поэтическом творчестве широко применял все наиболее употребительные стихотворные размеры. Анализ привлечения его стихотворений для создания музыкальных произведений показывает, что наиболее часто встречается ямб, особенно 5-стопный:

Я буду долго гнать велосипед.
В глухих лугах его остановлю.
Нарву цветов, и подарю букет
Той девушке, которую люблю.

    В этом же размере написаны и такие стихотворения, переложенные на музыку, как «Звезда полей», «Старая дорога», «Ночь на родине», «Давай, земля немножко отдохнём» и др.
   Рубцов применил 4-стопный ямб в строфах «В минуты музыки»:

В минуты музыки печальной
Я представляю жёлтый плёс,
И голос женщины прощальный,
И шум порывистых берёз.

    Этот же размер использован в стихах-песнях «В старом парке», «Вологодский пейзаж» и др.
   Из двухдольных размеров часто использовал Рубцов хорей, как 5-стопный:

Стукнул по карману – не звенит.
Стукнул по другому – не слыхать.
В тихий свой таинственный зенит
Полетели мысли отдыхать,
    
    так и 4-стопный, часто с применением безударных стоп:

В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмёт ведро,
Молча принесёт воды…

     Как бывший матрос Николай Рубцов навсегда оставался влюблённым в песни о море в ритме вальса с использованием трёхчастных тактов, напоминающих качку корабля на крутой волне. Широко и интуитивно поэт применял  трёхдольные размеры. Как, например, 3-стопный дактиль:  
    
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

    Или в стихотворении «Плыть, Плыть…» с насыщенным использованием паузников, ещё более подчёркивающих движение волны. Прекрасный образец 4-стопного дактиля – «Зимняя песня» («В этой деревне огни не погашены…»)
    Замечательные примеры есть и с использованием 5-стопного амфибрахия:

Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны,
Неведомый сын удивительных вольных племён!
Как прежде скакали на голос удачи капризный,
Я буду скакать по следам миновавших времён…

    Также 3-стопного амфибрахия – «Прощальное» («Печальная Вологда дремлет…») и 2-стопного – «Дорожная элегия». В самих названиях многих стихов Рубцова чувствуется музыкальное восприятие окружающего мира.
    А какие песенные образцы 5-стопного анапеста дарит нам Рубцов!

Меж болотных стволов красовался восток огнеликий…
Вот наступит октябрь и покажутся вдруг журавли!

    А вот образцы 3-стопного анапеста: «Где весёлые девушки наши?», «Замерзают мои георгины», «На ночлеге».
   И много, много ещё других стихотворений разных размеров (метрических форм) уже переложено на музыку и странствуют по необъятной России, прославляя русского национального поэта Николая Рубцова и приобщая к его безсмертной поэзии всё больше и больше поклонников.
     Благотворное слияние поэзии и музыки рождает своё высшее проявление – песенное творчество. В заключение хочется ещё раз подчеркнуть, что народное песенное творчество, особенно Н.М.Рубцова:
   - позволяет ещё глубже раскрыть содержание стихотворения,
   - приобщает к поэзии огромное количество людей,
   - значительно продлевает жизнь стихотворения,
   - благотворно влияет на наше эмоциональное, физическое и психо- 
      логическое состояние,
   - стимулирует духовное развитие человека.