С.Кривонос (Сватово, Украина). «В своей руке сверкающее слово/ Вдруг ощутить, как молнию ручную!

Перед этой жёлтой захолустной

Стороной берёзовой моей,
Перед жнивой пасмурной и грустной
В дни осенних горестных дождей,
Перед эти м строгим сельсоветом,
Перед этим стадом у моста,
Перед всем старинным белым светом,
Я клянусь: душа моя чиста!

    Такие точные и откровенные слова могли взойти только в действительно чистой, пронизанной белым светом любви, душе. И такая душа была! Такая душа есть и будет!! Имя её – Николай Рубцов!!!
    Блестящие поэты XIX века Пушкин, Лермонтов, Кольцов, Тютчев, Фет, прочно утвердившие поэзию как неотъемлемую часть самосознания и самоощущения славянского народа, проложили в литературе ту широкую, свободную, перспективную дорогу, которая оказалась такой необходимой и нужной не только людям, так или иначе связавшим свою жизнь с литературой, но и, что не менее важно, широким слоям населения огромной страны, которые шли и идут этой дорогой, вдыхая свежий воздух лугов и полей…
    Этот путь углубили и расширили гениальные поэты начала 20 столетия Сергей Есенин и Александр Блок. Чистота языка, естественность интонации, понятность  и одновременно глубина мысли сделали их поэзию глубоко национальной, близкой народу и любимой народом.
    XX-й век – время жестокой борьбы сил Света и Тьмы, Добра и Зла, Любви и Ненависти. Эта борьба наблюдалась в разных сферах, не обошла она и литературу. Светлый мир поэзии всё больше и больше стал погружаться во мрак словесной риторики, урбанистически бездушной атрибутики, эстрадного пустозвонства и эпатажности. Живому слову становилось всё труднее  шагать среди мертвечины мнимой мудрости и безжизненной крикливости, словесных заумностей, выдаваемых за новизну и авангардизм.
     И в это время с букетом в руках выгоняет на литературную дорогу свой поэтический велосипет Николай Рубцов и гонит его по раздольным дорогам нашей – часто серой – жизни, находя и оживляя её цветные луга…
    Несравненная лирическая поэзия Сергея Есенина была мощным камнем в фундаменте творчества Николая Рубцова. Их поэзия – два мощных потока, каждый из которых по-своему сильный и животворящий, где первый является как бы первотолчком и ускорителем, живительным источником для второго.
   Тема Родины, Руси, Отчизны, родного края – одна из самых приметных и благодатных в стихах великих поэтов.
Гой ты, Русь, моя родная
Хаты – в ризах образа…
Не выдать конца и края –    
Только синь сосёт глаза, –  
Пишет Есенин в 1914 году, словно утопая взглядом в лирической бесконечности русского полевого раздолья.
Россия, Русь! Храни себя, храни!
   Вторит ему через полстолетия Рубцов, пророчески предупреждая в следующих строчках о скором появлении на державных просторах новоявленной монголо-татарской орды…
   Вера в святую Русь с её вековыми корнями, уходящими в глубину славянской неразделимости,  – характерная черта лирики поэтов.
   …Добро и Зло существуют издавна. Но постичь их существование , их предназначение и роль каждому человеку дано самостоятельно. Стихи Есенина и Рубцова, кажется, выросли из самой земли русской, они природны и естественны. А это верный признак их предназначения – утверждать Добро.
    Человек изначально – дитя не каменных многоэтажек, а полей и рек, лугов и неба. Не потому ль так радуется сердце, когда читаешь, что «отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком», или «отцветёт да поспеет на болоте морошка»? Именно изначально природную струну в человеке умели неповторимо затронуть Сергей Есенин и Николай Рубцов.
     Блестяще умея наблюдать и передавать картины природы, Рубцов, конечно, в стихах глубже простого созерцательства. Природность его стихов перерастает в музыкальность, что для лирической поэзии является показателем высшего «пилотажа». 
    Неброская спокойная лирика поэта не отставала от эстрадности, а шла впереди неё, что было не так заметно вначале, но ярко проявилась потом…
    Написав крылатую строку «Стукнул по карману – не звенит…», Рубцов попал в самую точку этого народного мироощущения, ибо в карманах простого русского народа не звенело никогда.
    Произнеся «За всё добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью», автор обнажил одну из самых основополагающих черт славянина – готовность отвечать  добром на добро, готовность к милосердию и состраданию.
    Много «громких» поэтов появлялось на литературных горизонтах. Пошумев, покричав, погорланив, они исчезали бесследно. Поэзия Николая Рубцова пришла к читателям спокойно и тихо, никому не навязываясь и никого не заставляя любить. Но стала народно любимой и неповторимой. Стало явлением, которомй суждено пережить века.

 Опубликовано в газете «Новини Сватiвщини», № 1-2, 6 сiчня 2006 р. (печатается с сокращениями)