Лариса Тимашова (Москва.) Эстетика и актуальность поэзии Николая Рубцова.

(из автореферата диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук, М., 2004)

     Уже в 60-70-е годы  XX века творчество Н.М.Рубцова находилось в поле внимания литературной критики – наиболее значимы журнальные публикации Вал.Дементьева, В.В.Коротаева, С.Ю.Куняева, Л.Л.Лавлинского, А.А.Михайлова, В.А.Оботурова, Ю.И.Селезнёва. Особое место в осмыслении специфики и ценности творчества поэта принадлежит монографии В.В.Кожинова «Николай Рубцов. Заметки о жизни и творчестве» (М., 1976). Обращают на себя внимание диссертации филологов 80-х – 90-х годов: В.Н.Баракова, В.И.Гусева, О.Г.Гибабулиной, И.Л.Ефремовой, Е.В.Ивановой, М.В.Кудрявцева, А.В.Науменко. Для целостного изучения поэтического наследия Н.М.Рубцова важны и биографические исследования В.С.Белкова: «Жизнь Рубцова» (Вологда, 1993), и монографии последних лет: Н.М.Коняева «Николай Рубцов» (М., 2001, серия ЖЗЛ), Ю.И.Кириенко «Тайна гибели Николая Рубцова» и «Николай Рубцов: «И пусть стихов серебряные струны…» (М., 2001 и 2002), а также воспоминания о поэте В.П.Астафьева, С.В.Викулова, Ф.Ф.Кузнецова, В.В.Сорокина, Н.А.Старичковой и других его современников. Есть основание считать, что создалась научная база для дальнейшего исследования своеобразия жанра и стиля, образно-речевой системы, традиций и новаторства поэзии Н.М.Рубцова, позволяющая рассмотреть творчество поэта в контексте картины современного состояния художественной культуры общества…
    Поэзия Н.М.Рубцова способствовала утверждению в русской художественной культуре направления, которое есть все основания считать «тихой лирикой». Его, полагаем, точнее было бы назвать «национально-русским». Лирическое «я» поэтов традиционной школы несравненно глубже и значительнее в своих связях с миром в личностном плане, нежели «я» поэтов «громкой волны».

       Опубликовано: Ю.Кириенко-Малюгин. Новая дорога к Рубцову. М. Российский писатель. 2005.