Юрий Кириенко-Малюгин. Нравственные ценности в русской поэзии
0В литературе особняком стоит поэзия. В силу того, что в поэзии заложены следующие факторы: лаконичность, лексика, философичность, ритмичность речи и воздействие на мировоззрение читателя. Это сложилось исторически. В прозаическом произведении Истину приходится искать, прочитывая множество вспомогательных эпизодов, фрагментов сюжетов, сравнивая мотивы поведения персонажей.
Поэзия – это море произведений разного уровня. Причём субъективная оценка каждого стихотворения зачастую даётся в широком диапазоне. Надо определиться с критериями оценки, потому что от этого зависит, какую поэзию и каких авторов можно и должно рекомендовать Читателю и, особенно, молодёжи. То есть пора вводить понятие «содержательность» произведения.
Поэзия положительного потенциала восприятия, поэзия Добра и Любви, поэзия-исповедь, поэзия-предвидение вызывают сопереживание читателя, «возбуждающие» душу. Это в крови русского читателя генетически. Поэтому система оценки творчества поэта должна быть корневая духовно-смысловая.
Из поэтов 20-го века необходимо выделить Николая Михайловича Рубцова (1936-1971), бывшего детдомовца, рабочего Кировского (Путиловского) завода, моряка Северного флота, студента и выпускника Литературного института им. А. М. Горького,(1969 г.), члена Союза писателей СССР (1968 г.). Н.М.Рубцов во время поездок по стране общался с людьми разных профессий и записывал в поэтической форме народную философию, предвосхитил в атеистические годы 20-го века духовно-светское направление русской поэзии. Которое основано на понимании божественного прохождения явлений окружающего мира. Кроме рукотворных достижений прогресса.
Вноябре 1963 года Рубцов находится на рискованном маршруте из Москвы до вологодского села Никольского, где его ждут дочь и жена. Но дадим слово поэту:
Какая глушь! Я был один живой.
Один живой в бескрайнем мёртвом поле!
Вдруг тихий свет (пригрезившийся, что ли?)
Мелькнул в пустыне,
как сторожевой…
Я был совсем как снежный человек,
Входя в избу (последняя надежда!)…
В северных русских деревнях в окне крайней избы хозяева всегда выставляли на ночь керосиновую лампу. Это был сухопутный маяк для любого случайного путника, В этой спасительной избе, у немолодой уже хозяйки поэт делает великое открытие:
Как много жёлтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне
И поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнём, враждой
Земля полным-полна,
И близких всех душа не позабудет…
Скажи, родимый,
Будет ли война? –
И я сказал: – Наверное, не будет.
В каждой русской семье с фотографий смотрят погибшие дети, братья, отцы и деды. К 1963 году это были участники войн в 1936-1940 годов, Отечественной войны с Германией (1941-1945) и Японией (1945). И поэт понял, что вражда – главная причина всяких войн. На вопрос хозяйки путник не может дать ответ. «Наверное, не будет» – сомнительная надежда. И вот хозяйка сообщает такую народную мудрость, до которой ещё долго идти многим сильным мира сего:
Дай Бог, дай Бог…
Ведь всем не угодишь,
А от раздора пользы не прибудет…– (курсив Ю.К.-М.)
И вдруг опять:
Не будет, говоришь?
Нет, – говорю, – наверное, не будет.
Дай Бог, дай Бог… (курсив Ю.К.-М.)
Хозяйка заботится не о себе, а о живущих где-то, за избой, близких и далёких и даже об ушедших. И просит она Бога, чтобы не было войны: «Дай Бог, дай Бог!». А когда путник хочет расплатиться с хозяйкой, происходит примечательный диалог:
Господь с тобой! Мы денег не берём!
Что ж, – говорю, – желаю вам здоровья!
За всё Добро расплатимся Добром,
За всю Любовь расплатимся Любовью… (курсив Ю.К.-М.)
И вот это высказывание Николая Рубцова по частному случаю попытки оплаты ночлега оборачивается нетленным на века пожеланием Добра и Любви. А поэт благодарит русский огонёк:
За то, что, с доброй верою дружа,
Среди тревог великих и разбоя
Горишь, горишь как добрая душа,
Горишь во мгле, – и нет тебе покоя…
Даже в те 60-е – 70-е советские годы находились раскрепощённые «поэтессы». Одна из них писала: «Я как медведица рычу…», «Всей звериной тоской Зодиака и моя переполнена грудь…», «…прослыть исчадьем сатаны…», «в гордыне моей тёмнокровной…», «но был безумец, мною увлечённый, он видел бездну, знал, что погублю…». И если Николай Рубцов являлся носителем православных идей Добра, то такая поэтесса – носителем языческих идей эгоизма, эгоцентризма и вампиризма.
Анализ духовного содержания текстов противостоящих по взглядам поэтов (не только упомянутых) позволяет выявить тенденции в использовании авторами массивов слов (словарный багаж) с положительным или отрицательным потенциалом и сформировать «Смысловые группы» и «наименования символов».
Раздел 1. Словарь (примерный) слов
положительного потенциала (восприятия)
№№ П.п. |
Смысловые группы |
Наименование символов |
1.1 |
Государственно- патриотические |
Родина, Россия, Русь, Отчизна, село, деревня, родной город, память. |
1.2 |
Малая родина |
дом, домик, околица, округа, окно, крыльцо, горница, сени, холмы, луг. |
1.3 |
Родовые понятия |
мать, отец, дети, дочь, сын, братья, сёстры, бабушка, дедушка, и др.. |
1.4 |
Духовно-право-славные символы |
Душа, Господь, Бог, ангел, святая Троица, церковь, собор, монастырь, Рождество, Крещение, Пасха, Воскресение, Вознесение, Богородица, икона, поклон, завет, молитва, уединение, успокоение, колокольный звон |
1.5 |
Природа |
Река, озеро, лес, поле, роща, бор, опушка, косогор, овраг, берёза, клён, ясень, листва, ветви, дуб, дрова, жнивьё, луг, трава, стога. |
1.6 |
Славянские символы окружающей среды и бытовые |
Бубенцы, хороводы, масленица, гадание, венок, ямщик, сани, тройка, солнце, звезда, диво, луч, красота, дары, грусть, напев, свадьба, жених, невеста, гости, пенье, смех, говор, костёр, баня, овин, долина, горка |
1.7 |
Природные явления |
Рассвет, закат, утро, день, вечер, ночь, мороз, дождь, радуга, оттепель, роса, |
1.8 |
Животный мир |
журавли, лебеди, аисты, лошадь, куры, жеребёнок, собака, кошка, котёнок, корова, телёнок, коза, овцы, гуси, утки |
1.9 |
Флора |
цветы, ромашка, василёк, анютины глазки, лютик, роза, астры, подснежники, ландыши |
1.10 |
Времена года |
Весна, лето, осень, зима |
1.11 |
Грибы |
Подберёзовик, подосиновик, маслята, белый, опята, грузди. |
1.12 |
Ягоды |
Клюква, морошка, смородина, земляника, калина, малина, брусника, черника |
1.13 |
Святые славянские понятия |
Добро, Любовь, Надежда, Вера, дружба, Справедливость, братство. |
1.14 |
Песенно- музыкальные |
песня, музыка, тальянка, балалайка, гитара, струна, звуки, хор, поэт, строка, стихи |
1.15 |
Эпитеты, прилагательные: |
неведомый, волшебный, весёлый, родимый, святой, счастливый, родной, васильковый, приветливый, небесный, таинственный, чистый, прекрасный, тихий, нежный |
1.16 |
Световые краски |
Золотой, серебряный, светлый, белый, зелёный, зимний, осенний, жёлтый, красный, пшеничный, синий, голубой |
1.17 |
Глаголы |
Вернуться, цвести, ликовать, играть, ехать, плыть, скакать, плясать, петь, жалеть, обнять, наградить, уладить |
1.18 |
Народные слова и обороты |
Ночевай, столь, сколь, какие здесь, разве кто, изволь, зайду давай, топ да топ, сижу себе, чем очень (из поэзии Н.М.Рубцова). |
Большинство наименований символов имеют древние славянские корни. В книге «Славянский корнеслов» президент Академии наук и адмирал В.Шишков ещё 200 лет назад констатировал: «Новейшие языки не могут служить нам образцом. Они по необходимости должны заимствовать слова свои из других языков; но наш древний язык не имеет в том нужды. Он может из каждого собственного корня извлекать ветви, сколько ему потребно. Вся осторожность должна состоять в том только, чтобы знать свой язык и уметь согласно с разумом и свойствами его извлекать сии ветви…» Вот это требование должен выполнять поэт. Такой поэт, как Рубцов, обладая словарным запасом народного русского языка, применял такие слова, не задумываясь, интуитивно, и русский читатель принимал их как свои родные.
Раздел 2. Словарь (примерный) слов
отрицательного потенциала (восприятия)
№№ П.п. |
Смысловые группы |
Наименование символов |
2.1 |
Анти-духовные |
Люцифер, Дьявол, чёрт, Дракула, Голгофа, сатана, гордыня, ведьма, бездна, могила, забытьё, отрава, кровь, обман |
2.2 |
Природа |
Болото, яма, пропасть, обрыв, волчье лыко |
2.3 |
Животные |
Волк, волчата, волчица, медведь, клыки, рысь, лев, тигр, коршун, ястреб, клюв, осёл, жеребец, кобыла |
2.4 |
Явления природы |
Ураган, вьюга, туча, метель, буря |
2.5 |
Растения |
Лебеда, полынь, лопух, осока, бузина |
2.6 |
Световые краски |
чёрный, болотный, синий, гнилой, тёмный |
2.7 |
Глаголы |
Рычать, кричать, разрушать, сметать, погубить, разорвать, загнать, загрызть, глотать, рвать, ломать, изменять |
2.8 |
Эпитеты |
Звериный, тоскливый, необузданная, темнокровная, мятежный, проклятый, раскалённый, враждебный, смутный, зловещий, унылый, гнилой, ядовитый |
2.9 |
Образы Тьмы |
Полночь, око луны, чернота, заросли, бурьян, глушь, темнота |
2.10 |
Персонажи и ситуации |
Дураки, быдло, безумец, идиот, как зверь, бесчинство, западня, мятеж, раздор, злость, драка, глотки, пасти
|
2.11 |
Жаргонные слова |
Блин, ок, вау, отпад, виват, котлы, кидать леща, бодяга, чувак и др. |
2.12 |
Иностранные термины |
Брифинг, тренд, мундиале, кофе-брейк, сэндвич, дайджест, бойфренд, паркинг, голкипер и др. |
Любой иностранный термин имеет аналог на русском языке. Иностранные термины, как правило, не имеют духовного смысла, насаждаются современными журналистами, для слушателей ТВ- программ для молодёжной среды. Применяя символы на чужом ом языке, ведущие программ фактически унижают русский язык и обесценивают содержательность нашей символики.
Представленная духовно-смысловая методика оценки поэзии (каждого стихотворения) базируется на содержательности применяемых слов в строфах. Присваивая положительный или отрицательный балл по смыслу ключевому (корневому) слову в строке (при нейтральных других) можно получить потенциал каждой строки, строфы и стихотворения в целом. Путём такой оценки выбранного массива стихов можно оценить направленность творчества поэта в целом.
Рассмотрим фрагменты стихотворения Н.Рубцова «Привет, Россия…» по данной методике:
Привет (+1), Россия (+1) – родина (+1) моя!
Как под твоей мне радостно (+1) листвою (+1)
И пенья нет (-1), но ясно слышу я
Незримых (+1) певчих пенье (+1) хоровое (+1)…
Итого потенциал строфы: +7.
Как будто ветер (-1) гнал (-1) меня по ней,
По всей земле (+1) – по сёлам и столицам!
Я сильный (+1) был, но ветер (-1) был сильней,
И я нигде не мог остановиться. (-1)
Итого потенциал строфы: -2. Строфа отражает негативное восприятие лирическим героем ветровой стихии.
Привет (+1), Россия (+1) – родина (+1) моя!
Сильнее (+1) бурь (-1), сильнее всякой воли
Любовь (+1) к твоим овинам у жнивья (+1),
Любовь (+1) к тебе, изба (+1) в лазурном поле (+1).
Итого потенциал строфы: +7.
Во второй строфе Рубцов (лирический герой) даёт описание ситуации, которая не создаёт положительного отклика в душе. Фактически он рисует картину своего поражения-отступления под обстоятельствами жизни. Но поэт противопоставляет этот мини-сюжет последующим в стихотворении. И на этом контрасте, который возникает под пером Рубцова, читатель ощущает, как поэт (лирический герой) побеждает духовно силу Зла (ветер, бурю) своей радостью встречи с образами малой и большой Родины (пенье хоровое, изба, лазурное поле, овины у жнивья, любовь).
Рассмотрим фрагмент «стихотворения» поэтессы Л.Д. по данной методике:
Волчица (-1) я. Ты понял слишком поздно, (-1)
Какая надвигается гроза. (-1 для строки)
В твои глаза в упор глядят не звёзды (-1),
А раскалённые (-1) мои глаза. Итого: - 5.
Железной (-1) шерстью дыбится (-1) загривок,
И нет сомненья ни в одном глазу, (-1 для строки)
Как я свою соперницу игриво, (-1 для строки)
Почуяв, загону (-1) и загрызу (-1). Итого: - 6.
Можно часто встретить графоманские стихи патриотической направленности. Которые после публикаций попадают под ёрничанье критики. Оценить низкий худо-жественный уровень можно путём выявления шаблонных сочетаний слов, шаблонных рифм (Новый год – придёт, привет – ответ, луна – она, ты – мечты, любовь – волнует кровь), смысловых противоречий («играть значение», «выполнять роль» и т.д).
Графоманские лозунговые шаблонные строки надо оценивать отрицательными значениями. Так как они являются компиляциями опубликованного.
Особняком стоят песенные тексты. Низкий уровень поэзии завуалирован часто мелодичными музыкальными решениями, а на концертах – дизайнерским оформлением сцены, световыми и шумовыми эффектами. Но тексты часто носят эгоистический характер. Широко применяется эффект узнавания жизненной ситуации: аэродром, улица, асфальт, звонок, телефон, машина, вокзал, ночь, бар, бокал вина, артист, подруга. Об этом уже не раз писали критики духовной ориентации.
Исходя из вышеизложенных обоснований, можно сформулировать, что является основным при создании стихотворного произведения на русском языке (базовые критерии поэзии):
1. Использование словарного богатства русского языка, особенно слов духовного, эмоционально-образного содержания при отражении любой темы.
2. Отражение в поэзии светлых духовных тем, отражение негативных и положительных тенденций в обществе и подлинных оригинальных (незаимствованных) настроений.
3. Применение выдержанных поэтических форм и ритма, нестандартных, но созвучных русскому языку рифм, свежих мыслей, образов, символов, эпитетов и оригинальных слов в контексте национальных основ языка.
Формализовать, то есть математическими методами отразить духовность отдельно взятых стихотворений и поэзии в целом, представляется возможным.
Принципы духовно-смысловой методики оценки стихотворения и поэзии:
1. Проводится оценка заложенных поэтом светлых ассоциаций (положительных эмоций) или тёмных (отрицательных эмоций) для каждой строки каждой строфы по смыслу. Наличие слов с положительным или отрицательным потенциалом позволяет уточнить направленность строки.
2. Проводится оценка духовности/бездуховности каждой строфы по потенциалу всех строк.
3. Заключительная строка для строфы является определяющей для оценки положительного или отрицательного восприятия смысла данной строфы.
4. Заключительная строфа стихотворения является определяющей для выявления духовности или бездуховности произведения в целом.
5. Творческий уровень народного по принципам Добра, Любви и Справедливости произведения определяется при соблюдении основных требований по ритму, рифмам, образам, свежести и нестандартности подачи известной темы и т.д.
Духовно-смысловая методика позволит объективно оценить нравственную творческую позицию автора, формализовать оценку народности поэзии.
Кириенко Юрий Иванович (литер. псевдоним Юрий Кириенко-Малюгин), канд. техн. наук, член Союза писателей России, автор 5-и поэтических сборников, книг и статей по литературоведению и о творчестве Н.М.Рубцова
19. 11. 2017 г.
Доклад был передан в редакцию организаторов и Прочитан в программе «Рождественских чтений» в Храме Христа-Спасителя в январе 2018 года.
Отмечен Дипломом