Потом придёшь в литературу,
Где ждут тебя без громких слов:
Есенин, Гоголь и Рубцов!
 
Юрий Кириенко-Малюгин (октябрь 2004 года).

Сайт 2006 года


ИНФОРМАЦИЯ ДОСТУПНА
 

Новое на сайте:

24.05.23
И КАТИТЕСЬ ВСЕ, КОМУ ХОТИТСЯ... КИРИЕНКО-МАЛЮГИН
РЕДАКТОРОВ я вроде ОЗАДАЧИЛ. Юрий КИРИЕНКО-МАЛЮГИН
РУССКИЕ ПЕСНИ О РОДИНЕ
«Русский огонёк» и «Журавли» Николая Рубцова (из пьесы «Звезда полей Николая Рубцова». Юрий Кириенко-Малюгин. 2004 г. )
Клеветникам России 21-го века. Блок 5. Юрий Кириенко-Малюгин
ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ РУССКОЙ АРМИИ - СВЕТЛЕЙШИЙ КНЯЗЬ ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ-СМОЛЕНСКИЙ - СПАСИТЕЛЬ РОССИИ
ГОЛЕНИЩЕВ – КУТУЗОВ. Письма. Записки, М., Воениздат, 1989г.
Евгений Маслов. За брусникой (по мотивам поэзии Рубцова)
СТАТИСТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАХОДОВ на сайт «ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ» по ЗАРУБЕЖНЫМ СТРАНАМ и по ГОРОДАМ за 1-ый квартал 2023 года:
Юрий Кириенко-Малюгин или Николай Зиновьев? БУНИНСКАЯ премия 2017 года. Версия
ЗАЧЕМ ДОРОШЕНКО забанивает КИРИЕНКО-МАЛЮГИНА на своём сайте?
Юрий Кириенко-Малюгин. Встречи с Н. А. Старичковой, автором книги «Наедине с Рубцовым»
Светлана Омельченко. «Млечный путь» Николая Тряпкина и «Звезда полей» Николая Рубцова
Юрий КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. Моя ВИКИПЕДИЯ (май 2023 г.)
6-ой поэтический Интернет-конкурс "ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ"
6-ой Интернет- КОНКУРС "ЗВЕЗДА полей" для состоявшихся поэтов. Стихи - Блок № 3
Я был РОЖДЁН АРИСТОКРАТОМ. РАЗДЕЛ IV. На ПЕРЕПУТЬЕ. Жуй колбасную проблему и почаще балагурь. Юрий КИРИЕНКО- МАЛЮГИН.
ПОЭЗИЯ. РУБЦОВ. ПОИСК ИСТИНЫ. Раздел I. Московский Рубцовский центр (МРЦ). Юрий КИРИЕНКО-МАЛЮГИН.
ПУБЛИКАЦИИ НА САЙТЕ "ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ", АПРЕЛЬ 2023 ГОДА ( «НОВОСТИ» ОТ 02.04.2023 И ОТ 15.04.2023 )
КТО есть КТО и КОГДА в ЛИКРИТИКЕ (и публицистике)? Блок № 6 Сергей ПОРОХИН, Нина Полуполтинных, Юрий КИРИЕНКО-МАЛЮГИН, Людмила САЛТЫКОВА
ИНДИВИДУАЛИЗМ, перешедший в ЭГОИЗМ, затем в ЭГОЦЕНТРИЗМ, затем в ВАМПИРИЗМ — ВЫСШАЯ СТАДИЯ ДЕГРАДАЦИИ ЛИЧНОСТИ. ЮРИЙ КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. 2014 Г.
По страницам сайта «Литературная Россия». Блок № 21 ЗЛОЙ ГЕНИЙ РОССИИ. Осмысляя ХХ век и его героев
О тенденциях в поэзии Геннадия В. Иванова.

15.04.23
И катитесь все, кому хотится... Кириенко-Малюгин
РУССКИЕ ПЕСНИ О РОДИНЕ. Блок № 2
ЗАЩИТНИКАМ РОССИИ. Авторские песни о Родине. Блок № 5. Юрий КИРИЕНКО-МАЛЮГИН
6-ой поэтический Интернет-конкурс "ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ" - 2023 для состоявшихся поэтов
Литературно-музыкальный фестиваль "РУБЦОВСКАЯ ВЕСНА 2023"
Я был РОЖДЁН АРИСТОКРАТОМ. Раздел II. Наше ВРЕМЯ ЛЕТЕЛО. Юрий КИРИЕНКО-МАЛЮГИН
6-ой Интернет- КОНКУРС "ЗВЕЗДА полей" для состоявшихся поэтов. Стихи - Блок № 2
Я БЫЛ РОЖДЁН АРИСТОКРАТОМ РАЗДЕЛ III. ЖИЗНЬ БРОСАЕТ ТО ВПРАВО, ТО ВЛЕВО. ЮРИЙ КИРИЕНКО-МАЛЮГИН
СТАТИСТИКА Интернет-ЗАХОДОВ на сайт «ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ» ПО ЗАРУБЕЖНЫМ СТРАНАМ И ПО ГОРОДАМ ЗА 1-ОЙ КВАРТАЛ 2023 ГОДА
КТО есть КТО и КОГДА в ЛИКРИТИКЕ (и публицистике)?
ШУТКИ: Заявление стоялых жеребцов. Литкритики — несостоявшиеся Графоманы? Классификация Литкритиков и "Поэтов". Юрий КИРИЕНКО-МАЛЮГИН

02.04.23
Государственный гимн Российской Федерации
6-ой поэтический Интернет-конкурс "ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ"
Литературно-музыкальный фестиваль "РУБЦОВСКАЯ ВЕСНА 2023"
Клеветникам России 21-го века. Блок 4. Юрий Кириенко-Малюгин
Светлана МАКАРОВА-ГРИЦЕНКО. Про ИНОАГЕНТОВ и КЛАССИКОВ
Юрий Кириенко-Малюгин. ЗАЩИТНИКАМ РОССИИ. Авторские песни о Родине. Блок № 5
ЗАЧЕМ ДОРОШЕНКО забанивает КИРИЕНКО-МАЛЮГИНА на своём сайте?
Юрий КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. Моя ВИКИПЕДИЯ
ЛОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ, ЗАКОН "ХАЙЛИ-ЛАЙКЛИ". ЮРИЙ КИРИЕНКО-МАЛЮГИН
ВРАГ ИСТИНЫ И ЛОГИКИ. ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ ЗАКОН "ХАЙЛИ-ЛАЙКЛИ". РУСОФОБИЯ. ЮРИЙ КИРИЕНКО-МАЛЮГИН
ИНДИВИДУАЛИЗМ, перешедший в ЭГОИЗМ, затем в ЭГОЦЕНТРИЗМ, затем в ВАМПИРИЗМ — ВЫСШАЯ СТАДИЯ ДЕГРАДАЦИИ ЛИЧНОСТИ. ЮРИЙ КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. 2014 Г.
СТАЛИН. Аналитика. Биография на основе фактов и логики. Юрий Кириенко-Малюгин. (август 2022 г.- март 2023 г.)
В.МАКЕЕВ. ФРАГМЕНТ ДИАЛОГА-ОПРАВДАНИЯ УБИЙСТВА РУБЦОВА «ПОЭТЕССОЙ». ИЗ ОПУСА «ПУТНИК НОЧНОЙ ЗВЕЗДЫ» (ИЗД. «ВЕЧЕ», 2021 Г.)
КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. ЗАЧЕМ ВЯЧЕСЛАВ МАКЕЕВ ПУБЛИКУЕТ ДЕЗИНФОРМАЦИИ О РУБЦОВЕ?
ЦЕНТР ИМЕНИ Н.М. РУБЦОВА ВОССТАНОВИТЬ В МОСКВЕ
КТО ЕСТЬ КТО И КОГДА В ЛИКРИТИКЕ? Блок № 4.
ПУБЛИКАЦИИ на сайте "Звезда полей", март 2023 года
6-ой Интернет- КОНКУРС "ЗВЕЗДА полей" для состоявшихся поэтов. Стихи - Блок № 1
ПО СЛЕДАМ ПУБЛИКАЦИЙ НА САЙТЕ «ЛИТЕРАТУРНАЯ РОССИЯ», LITROSSIA.RU. БЛОК № 20
Чёрные поэты

20.03.23
6-ой поэтический Интернет-конкурс "ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ"
Литературно-музыкальный фестиваль "РУБЦОВСКАЯ ВЕСНА  2023"
Клеветникам России 21-го века. Блок 4. Юрий Кириенко-Малюгин
Юрий Кириенко-Малюгин. ЗАЩИТНИКАМ РОССИИ. Авторские песни о Родине. Блок № 4.
ЗАЩИЩАТЬ ПОЭЗИЮ И ЧЕСТЬ РУБЦОВА надо сразу ПОСЛЕ ДЕЗИНФОРМАЦИИ. Юрий Кириенко-Малюгин

16.03.23
Юрий Кириенко-Малюгин. ЗАЩИТНИКАМ РОССИИ. Авторские песни о Родине. Блок № 3.
Клеветникам России 21-го века. Блок 3. Юрий Кириенко-Малюгин
РУССКИЕ ПЕСНИ О РОДИНЕ
Юрий Кириенко-Малюгин. «Три с двумя минусами» или жирный ноль
УСТРИЦЫ (или хрень заморская). Василий Реснянский 
Пародии. Юморески. Юрий Кириенко-Малюгин.
Ю.И.КИРИЕНКО. РОЖДАЕМОСТЬ И ПРАВОСЛАВНЫЕ МНОГОДЕТНЫЕ СЕМЬИ — ГЛАВНОЕ ЗВЕНО
7.1.1. «Славянский язык и его диалекты. Н.М. Рубцов и связь времён». Юрий Кириенко-Малюгин
Юрий Кириенко-Малюгин или Николай Зиновьев? БУНИНСКАЯ премия 2017 года. Версия
Факты против домыслов. Кто и почему сидел в ГУЛАГе, Юрий Кириенко-Малюгин
СТАЛИН. Биография на основе фактов и логики. Фрагменты аналитики. Февраль 2023 г. Юрий Кириенко-Малюгин
Юрий Кириенко-Малюгин. ЗАЯВКА НА ИЗДАНИЕ ПОВЕСТИ «Я был рождён аристократом». Текст от 10 марта 2023 г.
Юрий Кириенко-Малюгин. Я был рождён аристократом
ВОЛНЫ и СКАЛЫ Николая Рубцова. Сценарий. Юрий КИРИЕНКО-МАЛЮГИН.
«ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ НИКОЛАЯ РУБЦОВА» (пьеса-былина о русском народном поэте). Юрий Кириенко-Малюгин
ЦЕНТР имени Н.М. РУБЦОВА ВОССТАНОВИТЬ В МОСКВЕ
Вера СТЕПАНОВА. КАЛЕЙДОСКОП для школьников. Поэтический неизданный пока сборник.
Второе невероятное от П. Ткаченко о гибели Рубцова. Юрий Кириенко-Малюгин
КАК ИЗДАТЬ АВТОРСКУЮ КНИГУ ЧЛЕНУ СПР БЕСПЛАТНО
Юрий КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. ПЕСНИ (ТЕКСТЫ И МУЗЫКА) 1989 -2020
ПУБЛИКАЦИИ на сайте "Звезда полей", ФЕВРАЛЬ 2023 года
КТО ЕСТЬ КТО И КОГДА В ЛИКРИТИКЕ? Блок № 2. Л. БАРАНОВА - ГОНЧЕНКО. Ю. КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. В. ХАТЮШИН 
КТО ЕСТЬ КТО И КОГДА В ЛИКРИТИКЕ? Блок № 3. Э. ЛЮБЕНКО. Ю.КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. В. КУЧЕРЬ, А.ОБУХО
ПО СЛЕДАМ ПУБЛИКАЦИЙ НА САЙТЕ «ЛИТЕРАТУРНАЯ РОССИЯ», LITROSSIA.RU. БЛОК № 19

06.02.23
РУССКИЕ ПЕСНИ О РОДИНЕ
Клеветникам России 21-го века. Блок 2. Юрий Кириенко-Малюгин
Юрий Кириенко-Малюгин. ЗАЩИТНИКАМ РОССИИ. Авторские песни
Юрий КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. ПЕСНИ (ТЕКСТЫ И МУЗЫКА) 1989 -2020
Юрий Кириенко-Малюгин. «Три с двумя минусами» или жирный ноль
СВОИ и ЧУЖИЕ на сайте ДОРОШЕНКО
Юрий Кириенко-Малюгин или Николай Зиновьев? БУНИНСКАЯ премия 2017 года. Версия
Депутаты и вопросы к повестке съезда ООО СПР от 10 февраля 2023 г. и по сайту "росписатель"
СТАЛИН. Биография на основе фактов и логики. Фрагменты аналитики. Январь 2023 г
ПУБЛИКАЦИИ на сайте "Звезда полей", ЯНВАРЬ 2023 года
ЦЕНТР имени Н.М. РУБЦОВА ВОССТАНОВИТЬ В МОСКВЕ
Юрий Кириенко-Малюгин. ЗАЯВКА НА ИЗДАНИЕ ПОВЕСТИ «Я был рождён аристократом»
Юрий Кириенко-Малюгин. Я БЫЛ РОЖДЁН АРИСТОКРАТОМ. Аннотация от 15.11.2022 г
СТАЛИН. Обращение к народу от 9 МАЯ 1945 года
Александр Кузьменков. Казус Иванова
ДЕЛЕГАТЫ и ПРЕДЛОЖЕНИЯ к СЪЕЗДУ ООО СПР от 10 февраля 2023 г. и по сайту "росписатель"
КАК ИЗДАТЬ АВТОРСКУЮ КНИГУ ЧЛЕНУ СПР БЕСПЛАТНО
ПО СЛЕДАМ ПУБЛИКАЦИЙ на сайте «ЛИТЕРАТУРНАЯ РОССИЯ», LITROSSIA.RU. БЛОК № 18
КТО есть КТО и Когда в ЛИКРИТИКЕ? (пока 5 статей)
Привет, Россия - родина моя! Сборник, блок №1

10.01.23
ПРОЕКТ дополнения № 95Б от 09 января 2023 г.
Клеветникам России 21-го века. Блок 2. Юрий Кириенко-Малюгин
Юрий Кириенко-Малюгин. ЗАЩИТНИКАМ РОССИИ. Авторские песни.
Юрий КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. ПЕСНИ (ТЕКСТЫ И МУЗЫКА) 1989 -2020
Юрий Кириенко-Малюгин. «Три с двумя минусами» или жирный ноль
ПРИЗНАКИ КЛАССИКА (после дискуссии - не каждого). Не шутка! От Ю. Кириенко-Малюгина
СВОИ и ЧУЖИЕ на сайте ДОРОШЕНКО
Юрий Кириенко-Малюгин или Николай Зиновьев? БУНИНСКАЯ премия 2017 года. Версия
СТАЛИН. Биография на основе фактов и логики. Фрагменты аналитики. Декабрь 2022 г
Сергей Порохин. АЛЕКСАНДР II – царь-освободитель (всероссийский император-реформатор)
Славянский миф о хлебе (о кошках и собаках)
Вера Васильевна СТЕПАНОВА. По притче
ЦЕНТР имени Н.М. РУБЦОВА ВОССТАНОВИТЬ В МОСКВЕ
Юрий Кириенко-Малюгин. ЗАЯВКА НА ИЗДАНИЕ ПОВЕСТИ «Я был рождён аристократом»
Юрий Кириенко-Малюгин. Я БЫЛ РОЖДЁН АРИСТОКРАТОМ. Аннотация от 15.11.2022 г.
СТАЛИН. Обращение к народу от 9 МАЯ 1945 года
Александр Кузьменков. Казус Иванова
Александр КУЗЬМЕНКОВ. Скандал в империи фасадов
АЛЕКСАНДР Александрович КУЗЬМЕНКОВ
Дискуссии на литературных просторах и к съезду СПР, крылатое на сайте "Литературной России"
Светлана Макарова-Гриценко. А Васька слушает, да ест…
В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО. Авторская страница Валерия Скрипко
КАК ИЗДАТЬ АВТОРСКУЮ КНИГУ ЧЛЕНУ СПР БЕСПЛАТНО

03.01.23
Николай Михайлович Рубцов - русский национальный поэт
НИКОЛАЙ РУБЦОВ !!! Михаил Анищенко - на замену? Юрий Кириенко-Малюгин
Юрий Кириенко - Малюгин. ВОЛОГОДСКАЯ ТЕТРАДЬ

25.12.22
ТРИ Базовые ПЕСЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ на ТВ-КАНАЛАХ РОССИИ. СУБЪЕКТИВНО. ЮРИЙ КИРИЕНКО -МАЛЮГИН
Юрий Кириенко-Малюгин. КЛЕВЕТНИКАМ РОССИИ 21-го века. Блок стихотворений
Юрий Кириенко-Малюгин. ЗАЩИТНИКАМ РОССИИ. Авторские песни
Юрий КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. ПЕСНИ (ТЕКСТЫ И МУЗЫКА) 1989 -2020
СВОИ и ЧУЖИЕ на сайте ДОРОШЕНКО
ЗИГЗАГИ ДИСКУССИИ о ПОЭЗИИ. КОГДА ТАЙНОЕ СТАВИТСЯ ЯВНЫМ?
Юрий Кириенко-Малюгин или Николай Зиновьев? БУНИНСКАЯ премия 2017 года. Версия
ПРИЗНАКИ КЛАССИКА (не каждого). Не шутка! От Ю. Кириенко-Малюгина
СТАЛИН. Биография на основе фактов и логики. Фрагменты аналитики. Декабрь 2022 г
Славянский миф о хлебе (о кошках и собаках)
Вера Васильевна СТЕПАНОВА. По притче
ЦЕНТР имени Н.М. РУБЦОВА ВОССТАНОВИТЬ В МОСКВЕ
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ ИМЕНИ Н. РУБЦОВА в библиотечном колледже Москвы
Юрий Кириенко-Малюгин. ЗАЯВКА НА ИЗДАНИЕ ПОВЕСТИ «Я был рождён аристократом»
Юрий Кириенко-Малюгин. Я БЫЛ РОЖДЁН АРИСТОКРАТОМ. Аннотация от 15.11.2022 г.
По страницам Сайта «Литературная Россия» https://litrossia.ru/
КОГО ПУГАЕТ наш САЙТ?
РЕПРИКА в СТОРОНУ
КАК руководство Союза писателей России КЛАССИКОВ ЛЕПИТ
Юрий Шурчков. ВРЕМЯ или НЕ ВРЕМЯ? — вот в чём вопрос!
ЮРИЙ КИРИЕНКО. СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЁЖЬ И НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
СТАЛИН. Обращение к народу от 9 МАЯ 1945 года


20.11.22
ТРИ Базовые ПЕСЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ на ТВ-КАНАЛАХ РОССИИ. СУБЪЕКТИВНО. ЮРИЙ КИРИЕНКО -МАЛЮГИН
Юрий Кириенко-Малюгин. Клеветникам России 21-го века. Блок стихотворений
Юрий КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. ПЕСНИ (ТЕКСТЫ И МУЗЫКА) 1989 -2018
СТАЛИН. Обращение к народу от 9 МАЯ 1945 года
СТАЛИН. Биография на основе фактов и логики. Юрий Кириенко-Малюгин. Авторская версия (август-ноябрь 2022 г.)
ВРАГ ИСТИНЫ И ЛОГИКИ. ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ ЗАКОН "ХАЙЛИ-ЛАЙКЛИ". РУСОФОБИЯ. ЮРИЙ КИРИЕНКО-МАЛЮГИН
Юрий Кириенко-Малюгин. ЗАЯВКА НА ИЗДАНИЕ ПОВЕСТИ «Я был рождён аристократом»
Юрий Кириенко-Малюгин. Я БЫЛ РОЖДЁН АРИСТОКРАТОМ. Аннотация от 15.11.2022 г.
ЦЕНТР имени Н.М. РУБЦОВА ВОССТАНОВИТЬ В МОСКВЕ
О читальном зале имени Н. М. Рубцова в библиотечном колледже г. Москвы.
Елена Митарчук. Русская литература, Бог, Царь и Владлена
Светлана Омельченко. Читальный зал им. Н.М. Рубцова
ИНДИВИДУАЛИЗМ, перешедший В ЭГОИЗМ, затем в ЭГОЦЕНТРИЗМ, затем в ВАМПИРИЗМ — ВЫСШАЯ СТАДИЯ ДЕГРАДАЦИИ ЛИЧНОСТИ. Юрий Кириенко-Малюгин. 2014 г.
ЮРИЙ КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. НА САЙТЕ «ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ» ЛИТСТАТЬИ, ПУБЛИЦИСТИКА, ПОЭЗИЯ
ЗАПРЕТ АБОРТОВ как путь Возрождения коренных народов России. НАЦИОНАЛЬНАЯ идея России – ДЕТИ !
ЮРИЙ КИРИЕНКО-МАЛЮГИН. НА САЙТЕ «ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ» ЛИТСТАТЬИ, ПУБЛИЦИСТИКА, ПОЭЗИЯ. Блок № 2
В. Макеев. ФРАГМЕНТ ДИАЛОГА-ОПРАВДАНИЯ УБИЙСТВА РУБЦОВА «поэтессой». Из опуса «Путник ночной звезды» (изд. «Вече», 2021 г.)
Юрий Кириенко-Малюгин. ПОЭЗИЯ. РУБЦОВ. ПОИСК ИСТИНЫ. Москва. Волокославино. Вологда. Тотьма. Никольское. С.-Петербург. Раздел 1. (Главы 1-16)
Юрий Кириенко-Малюгин. ПОЭЗИЯ. РУБЦОВ. ПОИСК ИСТИНЫ. Москва. Волокославино. Вологда. Тотьма. Никольское. С.-Петербург. Раздел 2. (Главы 17-32)
По страницам сайта «Звезда полей», «новости» март, апрель, май 2022 года
Юрий Кириенко-Малюгин. По следам публикаций пропаганды творчества Рубцова
"Мужик в юбке" атакует Госдуму: ИЗВРАЩЕНЦЫ СТАРАЮТСЯ ОЧЕРНИТЬ САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ЗАКОН
 

Александр Обухов. Сакральный смысл автографов и рисунков Пушкина.

К 220-летию со дня рождения Поэта
 
         Надо полагать, что  пока жива русская письменность – одним из основополагающих  моментов, обеспечивающих как раз эту жизненность, будут оставаться автографы А.С.Пушкина и тесно связанные с ними его рисунки.
        Исследователи  этой стороны творчества Поэта всегда отмечают  эстетический, полётный, «крылатый почерк» (Цявловская) его рукописей и указывают на тесную связь  автографов и рисунков. Однако в исследуемых работах не указывается, чем же достигается полётность, какие элементы придают крылатость буквам и, как следствие, лёгкий, эстетический вид почерку в целом.
 
    1. «Азбука» Пушкина
 
          Думается, что понятие о чём-то полётном, летящем складывается у нас вольно или невольно с образом птицы, а не пресмыкающегося. Визуальный анализ букв автографов Пушкина как раз выявляет наличие птичьих элементов в абрисе букв, которые  для наглядности    представлены  в виде своеобразных «азбук» (Рис.1 и Рис.2),  составленных на основании автографов  Пушкина..
       Из «азбук» видно, что  в букве б запечатлён образ гусёнка с вытянутой вперёд шеей; в букве д – тот же образ, но с повёрнутой назад головой. Однако, в указанных буквах виден  обобщённый, не детализованный  образ;  в отличие от них,  в букве ж явлен полноценный вид птицы: здесь видны шея, крылья, тело и чётко очерченный хвост.
 
 
Рис.1. «Азбука», составленная из букв поэмы «Полтава» (1, 178)
             
Рис.2. «Азбука», составленная из букв поэмы «Кавказский пленник» (1, 84)
 
        К птичьему виду, отчётливо запечатлённому в букве ж, близко примыкают «усечённые» образы в буквах з, р, у, в которых также мелькают где-то хвост, где-то крыло. В нижней части буквы х изображён хвост тетерева. Иллюзия полётности, лёгкости усиливается концевыми росчерками, направленными вверх у букв а, и, й, ы, а также диакритическим значком у  й, всегда  написанным высоко  над основанием буквы. Частое мелькание  перечисленных «летающих» элементов как раз и создаёт образ полётного, лёгкого почерка. 
Заинтересованному читателю нетрудно увидеть всё описываемое и в других автографах Пушкина -  настолько стабилен его почерк. На эту стабильность ещё ранее обратил внимание, например, известный пушкиновед Абрам Эфрос. «Необычайно ранняя зрелость пушкинского почерка укоротила, почти свела на-нет развитие его графической манеры. Начала и концы  так сближены,  что его автографы кажутся созданными на протяжении какого-нибудь пятилетия, а не четвертьвекового промежутка 1812-1837. Пушкинская скоропись в художественно-формальном отношении, - статична.
       Автографы Пушкина художественны, как художественны вязи арабских, персидских слов, выведенные искусными писцами…Как река – волны, он формирует, связывает, катит буквы и шумит языками росчерков и концовок» (2, 31). В данной цитате для нас будут важны несколько моментов, связанных с сакральностью почерка, и один из них связан с тем, что Пушкин «формирует, связывает, катит буквы». Естественно, что катить можно  круглое, что-то овальное и, в этом смысле, Поэт являет  эллипсообразные а, о, е, а также буквы б, в, д, ж, ъ, ы, имеющие ярко выраженные округлые элементы-петли. Форма букв л, м, п, т всегда имеет овальные очертания, а начала п, т  дугообразные.
      Вполне возможно, что иной читатель подумает: «Ну и что интересного, хорошего во всех этих овалах, дугах? Я и сам так пишу». Но суть в том, что весь интерес сокрыт – он сакрален, и понимание этого внутреннего смысла нельзя постичь  рассмотриванием как букв, так и рисунков. Этот смысл постигается другими науками, например, философией и, как может показаться странным, -  физикой. Но поскольку мы задаёмся целью постичь глубинную, сокрытую  сущность автографов и рисунков Поэта, то обратимся к другим наукам. Думается, что это в очередной раз привлечёт внимание читателей к творческому наследию Пушкина, и  поможет воспринять новые, ранее неведомые грани.   
 
    2. Несколько слов  о методике анализа
 
       Выдающийся немецкий философ Гегель, определяя сущность прекрасного, являемого нам в различных наблюдаемых формах, писал, что «форма красоты, будучи абстрактной, представляет собой определённую, а потому ограниченную форму. Этот вид форм называют правильностью, симметрией, закономерностью и, наконец, гармонией» (4, 149). Среди всех линий, как следует из его дальнейшего изложения, наиболее правильной является прямая линия, потому что она обладает только одним направлением, остающимся всегда абстрактно одинаковым. Из-за этой-то одинаковости прямая линия является с эстетической точки зрения самой бедной. Столь же беден и куб, поскольку все его плоскости одинаковые, одинаковой длины грани и равные прямые углы. Анализируя другие, более сложные формы, Гегель далее пишет, что круг не отличается правильностью прямой линии, и в этом смысле богаче её, но и он ещё малоинтересен – его радиусы одинаковы. Более богат эллипс, поскольку он  в меньшей степени обнаруживает правильность, которая сокрыта в нём. Но эта правильность  закономерна и  определяется радиусами-векторами эллипса. На более высокой  эстетической ступени находится яйцевидная линия. Она тоже закономерна, однако до сих пор не найден этот  закон.
        Изложенные умозрительные выводы Гегеля – о бедности и богатстве линий - были   подтверждены в ХХ веке замерами энергетических полей различных плоских фигур и букв. При этом наиболее энергетически богатой оказалась окружность – её поле равно 7%, против белого поля бумаги, принятого за нуль. Близкими к ней оказались буквы О и С. В таком же соответствии с мыслями Гегеля оказались замеры полей квадрата – минус 1% и близких к нему по форме букв Г, Е, И, Л. Наиболее энергоотрицательным оказался  треугольник, его поле  -8%,  а из букв -  «треугольная»  А, имеющая поле -3%. 
         Таким образом,  философия и физика позволяют частично вскрыть сакральный  смысл пушкинского почерка -  он потому эстетичен, красив, приятен, что выполнен в совершенных  округлых формах. Строки  автографов несут положительную энергию, что можно назвать благостью. В этом же контексте звучат строки Эфроса: «Пушкинская скоропись художественная в том же смысле, в каком художественны его рисунки. Автографы Пушкина зрительно вызывают чисто эстетическую  реакцию, такую же, какую вызывают произведения искусства» (2, 31).
         Всматривайтесь! Вчитывайтесь в боголепные автографы Гения!
Здесь не случайно употреблено «боголепные автографы». Причина появления этого сочетания слов связана с удивительным, но случайным фактом. При исследовании выше упоминаемых текстов Пушкина, когда возник вопрос: с чем же сравнить их энергетику, то показалось, что будет «не обидным» для Поэта, если их сравнить с «Молитвой оптинских старцев». Выбор был, естественно, случаен, ибо не настолько мы сильны в молитвах. Каково же было удивление, когда оказалось, что общее число букв, равное 607, и энергоотрицательных, равное 196, – совпало! Количество максимально положительной буквы О у Пушкина оказалось несколько больше, чем у старцев: 72 и 63 соответственно. Среднее значение поля на букву текста Пушкина 1,87, а у старцев 1,86. Умели отцы-пустынники владеть Словом! Умел – и Пушкин! Отсюда и – «боголепные автографы». Как в связи с этим ни вспомнить:
И буду долго тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.
 
3. Общность автографов и рисунков Пушкина
 
        В русле излагаемого видения на связь форм букв и фигур с их определёнными энергетическими полями – естественно возникает интерес к рисункам Пушкина, которые тоже представляют собой плоские фигуры. Это тем более допустимо, что  упоминаемый Эфрос пишет: «Рисунок Пушкина возникает из стихотворения: это означает, что рисунок Пушкина обусловливается и формируется (выделено. – А.О.) его почерком. Формально можно сказать, что проблема пушкинского рисунка есть проблема пушкинского почерка.
      Я з ы к  р о с ч е р к о в  –  и с т о ч н и к   р о ж д е н и я   п у ш к и н с к о г о                  р и с у н к а. Это – мост между графикой его слова и графикой его образа. Р и с у н о к      П у ш к и н а   л и ш  ё н    э в о л ю ц и и. Он родился зрелым и исчез, не состарившись» (2, 28-32).
         Сопровождение текстов иллюстрациями, как правило, благоприятно сказывается не только на оформлении книги, но, зачастую, они своими художественными выразительными образами показывают читателю то, что он, возможно, не постиг бы из текста. И хотя исследователи рисунков Пушкина отмечают, что они не являются иллюстрациями  в полном смысле этого слова, но поскольку прелесть их несомненна, то они дополнительным  светом насыщают рукописи, являя зрительные формы, так или иначе связанные с  литературной работой над произведением, - и  этим, в дополнение к другим моментам, также интересны. В данной работе  рисунки  рассматриваются, преимущественно, со стороны их внешней формы, как  источника  положительных, так и отрицательных  энергоинформационных  полей, обеспечивающих  -  в первом случае - эстетическое наслаждение, а во втором – отрицательное воздействие.
           Наибольшее внимание исследователи  рисунков Пушкина  уделили  портретам, пейзажам, птицам, лошадям, но за пределами этого остались обойдённые вниманием  скромные изображения деревьев, виньетки и волновые линии красоты. Но, если распространить на эти неброские рисунки изложенную выше методику, то можно увидеть в них тот существенный  положительный момент, который связан с  их округлой, овальной  формой, доставляющей эстетическое наслаждение. Содержательный, т. е. идейно насыщенный  рисунок, только тогда производит соответствующее воздействие, когда его смысл, замысел, дух оформлен  богатыми, совершенными линиями, а таковыми являются эллипсовидные, яйцевидные линии и  волновые  линии красоты.         
 
4. Пейзажи и титульный лист
 
         Рассмотрим  предельно простой рисунок 3, на котором  изображено  дерево с одной живой ветвью, окружённый травой и кустарником.
         Первое, что привлекает взгляд, это остаток, обломок  ствола  некогда мощного и, судя по новой ветви, красивого дерева. Ствол и живая ветвь сопряжены в рисунке таким образом, что в верхней части образовалась  дуга, которая является частью  яйцевидной линии. Это не трудно увидеть, если  мысленно продолжить и замкнуть дугу. Можно возразить, что якобы эта дуга может быть замкнута  и в окружность, однако правая часть дуги  изогнута заметно круче, чем левая, и это исключает построение окружности, т. е бедной фигуры. 
          Характер расположения  двух верхних веточек тоже формирует два овальных образа; подобное наблюдается  в развилке между  горизонтальной средней веткой
и нижней, которая в свою очередь заканчивается овальным листом.
        При рассмотрении кустарника  видятся те же эллипсоподобные линии четырёх веток, но они уже сформированы воедино линией красоты, опоясывающей  кустарник в целом. Весь    кустарник  вписывается в овал.
         Изогнутые стебли травы, расположенной слева от ствола, тоже образуют овалы.
         Несмотря на то, что  рисунок как бы оформлен  в квадрат, тем не менее, если провести линию  по верхним   границам   рисунка, то она очерчивает дугу в четверть окружности, и  в целом   рисунок  заполняет  четвертую часть круга.
 
Рис.3. Сломанное дерево. 1830
 
          Возможно, что этот  рисунок  мог быть не столь интересным  даже при столь совершенных формах, если бы не его глубокий философский смысл. Смотри! как жестоко пострадало дерево от бури, но нашло в себе силы вернуться к жизни – и выбросило мощную живую ветвь и поит её живительной силой, а вместе с нею и само обрело  жизнь. Так и ты, человек!  восставай после житейских бурь -  не сдавайся!
        Думается, что  о чём-то подобном мыслил и Пушкин, создавая этот рисунок. Может, он  мыслил о чём-то более глубоком, но что этот рисунок посвящён вечной теме  Жизни и смерти  - в этом не может быть сомнений.  Рассматривая другой  рисунок 4, не  трудно  увидеть, что правая верхняя ветвь повторяет ветвь рисунка 3, ствол дерева наклонен под тем же углом только в обратную сторону, формы кустарников  также  схожи и очерчены волнообразными линиями красоты. Наконец, остаток  дерева  в правом нижнем углу  почти повторяет  образ дерева, изображенного на Рис.3,  - тот же наклон ствола, там же кап-нарост на стволе; под тем же углом, но в другую сторону,  распростёрта  живая ветвь. И насколько великолепен овал, образуемый внутренней линией маленького ствола и ветвью! 
      Оба дерева пережили страшную бурю, но окончательно  не сломились – ожили. 
                    
Рис.4. Пейзаж со срубленным пнём. 1828
 
Не осознавая полной кончины спиленного дерева, они устремлены всем своим существом  к пню. Они не только тянутся – они как бы посылают ему свою  живительную энергию, настолько энергично простёрты их ветви в его сторону.      
   По  «Пейзажу со срубленным пнем» уместно добавить его графическую оценку, высказанную Эфросом. « - Среди  пейзажных набросков Пушкина, это – едва ли не лучший по легкости и артистичности изображения; в штрихе, свободном, ложащемся на лист сразу, уверенно и тонко, есть настоящая пластичность, нечастая в пушкинской графике»(2, 71).         
   Думается, что заинтересованный читатель увидит не только то, что уже изложено,
но самостоятельно провидит и то, что  рассмотренные пейзажи рисунков объединяют не только  детали и философский смысл, но они композиционно дополняют друг друга, поскольку, соприкоснув  вертикальные  границы рисунков, можно увидеть, что они  составили  полукруг. В этом обобщённом рисунке, дерево рисунка 3  оказывается  на переднем плане и, подобно обоим деревьям рисунка 4, также протягивает ветвь в центр композиции – к пню. 
 
 
Рис. 5. Совмещённые рисунки 3 и 4
         
          Изложенное позволяет заключить, что эти рисунки  не творились им бездумно, между прочим, на досуге между чисто поэтической работой, как это иногда полагают исследователи, - нет! По крайней мере, рассмотренные рисунки творились осознанно и систематически, как и все жизнеутверждающее творчество Поэта, и  продолжают эту же линию, заложенную в его поэзии. Такой подход к «всесторонне округленным  рисункам»  даёт основание утверждать, что, если округлые буквы (согласно измерениям) создают   положительное поле, то и  рисунки тоже. И, возможно, каждый из них несёт  такое по величине поле, которое эквивалентно целому стихотворению. 
          Добрые посылы идут к нам от Пушкина во всем!                                                                   
         Чтобы не возникло сомнение  в том, что изображёнными  на Рис. 3, Рис. 4   надломленными деревьями проводится параллель между их жизнью и жизнью человека, Пушкин  в пояснение этого  на Рис. 6  изображает под сильнейшим натиском ветра одновременно и человека, и деревья. Как и  предыдущие рисунки, рисунок 6 изобилует  овалами и дугами. Неоднократное повторение идентичных рисунков свидетельствует, что Пушкин-рисовальщик далеко не случайно и  многократно  возвращается  к волнующей его теме «жизненных бурь».
 
 
Рис. 6. Пейзаж с фигурой. Ветер   
 
           Затруднительно сказать, когда в мальчике-Пушкине прорезался талант рисовальщика, но то, что он был  достаточно сформирован к 18 годам, говорит  «Автопортрет 1817 – 1818 гг.» и «Заглавная страница лицейской тетради со стихами 1812 – 1817 гг.» (Рис. 7). Автопортрет  достоин пера зрелого мастера, ибо передаёт  не только юношеский облик, его внешние черты, но выражает определённую внутреннюю сосредоточенность и характер самого автора. Автопортрет заключён в овал. На этом рисунке, возможно, впервые появился совершенный овал-виньетка, опоясавшая  дату  1817. Она  воспроизведётся на одной из обложек в 1827  году и в дальнейшем  будет повторяться. Кроме этого на рисунке с  удивительной  каллиграфичностью  написано «Стихотворения  Александра Пушкина 1817». В облике букв уже явлен тот почерк, которым будут написаны в дальнейшем произведения зрелого Пушкина, что нами было показано ранее на примере автографов «Полтавы» и «Кавказского пленника».
          На рисунке буква  С  превратилась в своеобразную виньетку, охватившую ряд букв  «Стихотворения». Композиционно все элементы рисунка так расположены, что вписываются в овал. Об этом приёме Эфрос пишет, что он «глубоко традиционный, коренной, свойственный самой природе скорописи в те времена, когда она была ещё искусством, а не только средством закрепления речи. У Пушкина такова беловая заглавная надпись: «Стихотворения Александра Пушкина 1817» - один из прекраснейших образцов подобного рода» (2, 31).                                                    
             
 
Рис. 7. Автопортрет. 1817-1818гг.
Заглавная страница лицейской тетради со стихами 1812-1817гг.
 
5. «Птица-виньетка»
 
   Привлекательна в рисунках  Пушкина  «птица-виньетка», по образному выражению Т.Г.Цявловской, которая пишет:  «Это какая-то царь-птица в рисунках Пушкина – такой смелости, оригинальности, красоты мы ещё не видели. Все реалистические соотношения смещены во имя выразительности… эстетическое воздействие их неотразимо» (4, 33).
 
 
Рис. 8.  «Птица орнаментальная»
 
           На приведённом рисунке 8, как и на предыдущих, обращают на себя внимание два  безукоризненно  исполненных эллипса в центре композиции, которые связывают воедино детали: хвост, лапы, переднюю часть. Величественно-сказочный  хвост ограничен мягкой  роскошной волнистой линией и крепкой, упругой эллиптической дугой. Верхняя часть головы – тоже правильная линия почти замкнутого эллипса. Стреловидное крыло, мощные когтистые лапы с напряжёнными, готовыми что-то схватить  фалангами и могучий клюв  дают основания  заключить, что эта птица  принадлежит к семейству пернатых  хищников.
        Подобно  центральным эллипсам, - объединяющим элементом композиции является также  продолговатая  овальная линия,  изображающая тело  птицы. Фаланги  своей верхней частью являют  ярко выраженную эллиптическую линию, соединённую  двумя  волнистыми линиями с линией тела. 
         Высокую оценку этому рисунку даёт Эфрос.  «…это, действительно, превосходное искусство чистого штриха, спокойное по приёмам, не боящееся бросать и возобновлять линию там, где того требует логика росчерка, играющая                 ритмами  округлостей  (выделено. – А.О.), их величиной и соотношениями, сохраняющая  при каждом движении чувство соразмерности и господство целого. Это одно из самых высоких свидетельств, каким прирождённым даром каллиграфа, сказывающимся и в его почерке, был наделён Пушкин» (2, 436).
        Именно об  этом - «соразмерности и господстве целого», как необходимом условии настоящего произведения  искусства, пишет в своих сочинениях по эстетике выдающийся  Гегель. «Она (гармония) состоит в совокупности существенных аспектов и разрешения их голого противопоставления  друг другу, благодаря чему их сопринадлежность и внутренняя связь проявляются как их единство. В этом смысле говорят о гармонии формы» (3, т. 1, 149).  
         Несмотря на то, что  основу всех рассмотренных рисунков  составляют «закономерные  линии»  - эллипсообразные, яйцеобразные, кругообразные, тем не менее,  рисунки не  создают впечатления монотонности, потому что линии в них своим взаиморасположением, сочетанием  вяжут  целостный  неповторимый  узор, подобно  буквам алфавита, формирующим  разнообразные слова, подобно нотам  - основе   музыкальных произведений. Так, из  штампованно-однообразных кирпичей возводятся сказочные  дворцы, замки, храмы. Талант зодчего, композитора, художника, рисовальщика, писателя  проявляется  как раз в том   как  сочетать. Ранее уже говорилось, что читателю  часто интересно не  то  о  чём   пишется, а  как  пишется,  как  сочетанием  известных слов, создаются  новые образы, новое видение мира. 
      … Известно, что в основе всех  художественных  творений  лежат определённые закономерности, но прежде чем их туда  «вложить», наполнить ими своё оригинальное  творение - талант открывает их  сам-для-себя  и только  потом  использует в своих произведениях, этим являя  свою  оригинальность и  художественную ценность произведения. Талантливый ученик должен  изучить, познать  открытые  другими талантами  закономерности, с тем чтобы  в  своём творчестве не следовать им, но, опираясь на них,  создавать своё - новое. Сальвадор Дали писал, что художник должен научиться писать,  как   Рафаэль, и после этого уже творить.
6. «Сатанинские» рисунки
 
          Анализ  вышеприведённых  рисунков  может навести на мысль, что Пушкин
в художественных средствах изобразительности  монотонно-талантлив. Однако эта возникающая мысль   глубоко ошибочная. Для выражения  замысла, темы, для передачи  внутреннего состояния изображаемого на рисунке  – у Пушкина было достаточно  разнообразных приёмов  и способов. В дополнение к уже рассмотренному эллипсо-овальному приёму  - небезынтересно проанализировать другие способы.
             «Долгое время притягивала исследователей  разных поколений сюита рисунков Пушкина, называемая ими «адские рисунки». Каким только толкованиям она не подвергалась…пока не удалось выяснить, что это авторские иллюстрации к поэме «Влюблённый бес». Поэма была задумана в южной ссылке, но осталась неосуществлённой. Две композиции мечтательно сидящего у жаровни изящного беса, над которым витает видение полуобнажённой женщины, центральные рисунки к неосуществлённому творению» (4, 69-72). Дальнейшего анализа «адских рисунков» (Рис.9 и Рис.10)  автор приведённой цитаты Т.Г.Цявловская не проводит. Однако эти, не вызывающие приятного ощущения своим содержанием  рисунки интересны с точки  зрения способа изображения  отдельных частей и  деталей. 
           На рисунке 9  создан образ парящей женщины,  который, как и во всех предыдущих, выполнен овально-мягкими линиями. Это вполне естественно, потому что бес рисует в своём воображении  милую, обаятельную женщину из мира людей. Но это изображение пересекается прямолинейной верёвкой, на которой чёрт повесился от безнадёжности , и сам  служит своеобразным  продолжением  верёвки. На этом рисунке ниже - бес в глубокой задумчивости  и показан  в виде  наклонённой прямолинейной  статуи, - здесь овально очерчены только предплечье, голова  и двумя извилинами – рога. Расположен герой на прямоугольной  скамье, спинка которой изображена «бедными квадратами».
          Правее,  почти прямыми линиями,  обозначен огонь над жаровней и изображён сидящий бес, у которого овально очерчена только спина и голова, а другие части тела - прямые линии.
      Таким образом, изложенное позволяет заключить, что образ главного действующего лица – беса   и  его атрибутика  изображены бедными прямыми линиями. Ещё более «бесовскими образами» изображены в неистовой пляске черти.
Их  фигуры состоят из одних прямых линий, которые при своём пересечении дают восемь треугольников и большое число острых углов. Такие  фигуры  не несут положительной информации и поэтому не могут благотворно воздействовать на зрителя. Этим самым Пушкин создал - относительно нас - другой отрицательный мир.
 
 
Рис. 9. «Сатанинские»  рисунки
 
          Второй  «адский»  рисунок (Рис.10)  является  изображением беса, греющего ноги  у очага. Здесь повторяется решетчатая  скамья, на ней  сидящий в раздумье бес; от полноценного  образа женщины остался  развевающийся шлейф. Об «изломанной судьбе»  чёрта  говорит вся его фигура, изображённая  ломано-прямыми линиями; только спина, голова-головушка, горестно упавшая на ладонь, да витиеватый хвост – овальные, изогнутые линии. Склон горы, отделяющий беса от нашего мира, показан опять же прямой линией. Большими дугами очерчен как бы проём в  адский мир – тартар. Но самым удивительным в этом рисунке является  фигура ведьмы на метле.  Её образ  трижды (!) повторяется  на своём  любимом «всепогодном  транспорте». И все три изображения  - треугольные! Все линии – прямые.  И – все треугольники  даны в неустойчивом положении - поставлены на угол.  Мало этого – перед входом в тартар изображён ещё «пустой»  треугольник: часть юбки ведьмы что ли? Апофеозом мыслей беса является  его элегантный  танец с ведьмой, но  и  здесь Пушкин поскупился на овальные линии:  красив только «радостный»  волнистый  хвост.                                                                                           
 
 
Рис. 10. Чёрт, греющий ноги у огня
 
           Ранее говорилось, что треугольник является  наиболее отрицательной  фигурой. 
           Таким образом, анализ самых разнообразных по способу исполнения рисунков, даёт основание заключить, что Пушкин прекрасно знал «содержимое» графических форм и применял такие из них, которые соответствовали бы внутреннему, сущностному содержанию, задуманному им рисунку. 
           Значительный интерес представляют высказывания  Анненкова - одного из первых исследователей «адских» рисунков: «…Здесь именно (в Кишиневе) является впервые тот цикл художественных шалостей, которому французы дают название diableries – чертовщина. Этот род изображений отличается у Пушкина, однакоже, совсем не шуткой: некоторые эскизы обнаруживают такую дикую изобретательность, такое горячечное, свирепое состояние фантазии, что приобретают просто значение симптомов какой-то душевной болезни, несомненно завладевшей их рисовальщиком». Описав три рисунка, Анненков ещё раз повторяет: «…для того, чтобы подолгу останавливаться на производстве этого цикла фантастических изображений, надо было находиться в особенном нравственном и патологическом состоянии» (2, 226). Знакомя нас с этой цитатой,  А.Эфрос далее продолжает: «Однако эти высказывания  больше характерны для впечатления, которое пушкинские «сатанинские» композиции производили в 1870-х годах, когда писал Анненков, нежели для действительного  существа рисунков» (2, 226). 
        Читатель, - который достаточно проникся идеей  энергетических полей, особенно связанных с отрицательным воздействием треугольных фигур, -  не согласится с Эфросом,  что якобы  высказывания Анненкова  «больше характерны для впечатления, которое …производили (рисунки)  в 1870-х годах, нежели для действительного существа рисунков». Глубоко ошибочно заключение Эфроса!
     Правильно именно такое  - и только такое! – сущностное воздействие «сатанинских» рисунков, о котором писал Анненков. Это воздействие сказывалось и на Пушкине, сказывается  и на  зрителе, рассматривающем  их.
        Далее Эфрос продолжает: «В графическом отношении рисунки этого листа можно назвать почти виртуозными: выразительность поз, их лукавая детскость, скупость средств, которые применяет Пушкин, особенно в игре одними    линиями, (выделено. – А.О.) выдают настоящую и лёгкую изобретательность, заражающую зрителя желанием попробовать самому такие с виду простые и увлекательные приёмы; но первый же опыт показывает, что эта незатейливость обманчива и что пушкинскими очерками водила рука настоящего мастера графики» (2, 228). В этой же работе Эфрос излагает, что «адские» рисунки были публично выделены и оценены. «Зачинатель» Анненков и «совершитель»  Венгеров вычитывали из них разное, но оценивали одинаково. Это было возможно, ибо их сверкающая прелесть очевидна, а канонов для изображения ада не существует. Для всего остального они есть» (2, 48). Отмеченная в «адских» рисунках особенность, проявившаяся  «в  игре одними линиями», которые являются с эстетической точки зрения бедными, подтверждает адское  сущностное содержание этих рисунков, несущих отрицательное поле.  
            Проанализированные рисунки  исключают мысль о монотонно-однообразном
- округлом  стиле  рисунков Пушкина. Каждый сюжет, характер изображаемого передаётся своим набором, «палитрой» изобразительных линий. 
        Рассмотренные «сатанинские» рисунки, безусловно, приводили в патологическое состояние Пушкина, и его  вживание  в тему несостоявшейся поэмы с оксюморонным названием «Влюблённый бес», привело к тому, что поэма не состоялась: для адского, сатанинского  мира  чувство любви к другому  исключено  ̶  там иные  отношения. 
         Думается, что проведённое исследование автографов и рисунков в какой-то степени приоткрыл  их сакральный смысл и этим позволил  приблизиться к новой черте  творчества Пушкина-графика.
 
Цитируемая литература.
    1. Пушкин А.С. Собр. Соч. в 10 томах. Т. 3. М., «Художественная литература», 1975.
    2. Эфрос Абрам. Пушкин портретист. Два этюда. Гослитмузей. Москва, 1946.
    3. Гегель Георг. Эстетика. Соч. в 4-х томах. Т.1. Изд., «Искусство». Москва, 1968.
    4. Цявловская Т.Г. Рисунки Пушкина. 2-е издание. Москва. «Искусство», 1983.
 
      
 
Прим. Ю.Кириенко-Малюгина. Представленное исследование Александра Ивановича Обухова, инженера-физика по образованию и роду работы,  поэта и литературоведа, доказывает что подобные исследования доступны только личностям, владеющим Одновременно многими знаниями в нескольких областях индивидуальной деятельности. Что недоступно часто так называемым профессионалам, замкнутым в одной зауженной сфере знаний. Многие открытия делаются неординарными учёными на Стыке знаний нескольских  видов науки, логики  и языказнания.